Статья 23.29. Органы, осуществляющие государственный экологический контроль
.Статья 23.29. Органы, осуществляющие государственный экологический контроль
1. Законодательная основа деятельности в данной области - совокупность всех ранее упомянутых законодательных актов РФ, а также федеральные законы от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе" и от 1 мая 1999 г. "Об охране озера Байкал". Особую значимость имеет новый Федеральный закон от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды", заменивший устаревший Закон 1991 г.
В настоящее время государственным органом, специально уполномоченным в области охраны окружающей природной среды и проведения экологической экспертизы, является Министерство природных ресурсов РФ. На него и его территориальные органы возложено также осуществление экологического контроля.
Особенность данного органа состоит в том, что фактически и юридически он является общегосударственным центром, объединяющим и координирующим деятельность всех специальных природоохранных органов, о которых говорилось в комментариях к соответствующим статьям КоАП (природопользование, управление государственным фондом недр, водного фонда, лесного фонда и т.д.). Это находит подтверждение в том, что названные и иные функции и полномочия осуществляются отраслевыми департаментами данного министерства и от его имени. В этой связи уместен вопрос об эффективности именно такой организации системы экологического контроля, ибо государственный контроль за использованием водных, лесных объектов и т.п. представляет собой конкретный вид экологического контроля.
2. В порядке осуществления экологического контроля рассматриваются дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.7.2, ст.7.11, 8.1 - несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатация предприятий, сооружений и иных объектов; ст.8.2 - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; ст.8.4 - нарушение законодательства об экологической экспертизе; ст.8.5 - сокрытие или искажение экологической информации; ст.8.6, 8.18 - нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации; ст.8.19 - нарушение правил захоронения отходов или других материалов на тех же водных объектах; ст.8.21, 8.22 - выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума; ст.8.23 - эксплуатация названных средств с теми же превышениями; ст.8.31 (ч.2 и 3) - загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными или другими вредными веществами либо промышленными или бытовыми отходами или выбросами; ст.8.33-8.36; ч.3 ст.8.37, ст.8.39 - нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.
3. Установлено, что дела об административных правонарушениях по ст.8.18 и 8.19 рассматривают следующие должностные лица: главный государственный инспектор Российской Федерации по охране природы; старшие государственные инспектора РФ, главные государственные инспектора РФ по охране природы в зоне своей деятельности и старшие государственные инспектора РФ такого же профиля, главные государственные инспектора субъектов РФ по охране природы, главные государственные инспектора по охране природы в составе территориальных органов Минприроды России.