Статья 5.3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума

.

Статья 5.3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума

1. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации установленных прав избирательной комиссии (комиссии референдума) по поводу исполнения ее решений, урегулированные нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ.

В соответствии с п.13 ст.21 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и акты избирательных комиссий, комиссий референдума, принятые в пределах действия норм конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов РФ, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в форме бездействия должностного или юридического лица в случае необходимости выполнения им решения избирательной комиссии (комиссии референдума) при условии, что такое решение принято в пределах установленных законом полномочий комиссии, т.е. должностное или юридическое лицо не совершают требуемых от него в соответствии с решениями комиссии действий. Например, должностное или юридическое лицо не выполняет решения избирательной комиссии о прекращении его незаконного участия в предвыборной агитации.

3. Субъектами правонарушения признаются должностные и юридические лица, но не граждане. В связи с этим возникает вопрос о том, как квалифицировать подобное неисполнение решений комиссий гражданами. Статьей 141 УК за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, куда отнесено неисполнение требований комиссий, установлена уголовная ответственность физических лиц, однако признаки преступного деяния, содержащиеся в диспозиции, весьма туманны, что затрудняет ответ на поставленный вопрос и разграничение административных проступков и преступлений.

4. Правонарушение должностным лицом может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Юридические лица признаются виновными в совершении данного правонарушения, если будет установлено, что у них имелась возможность для соблюдения правил и норм, но они не приняли все зависящие от них меры по соблюдению этих правил и норм (ст.2.1).