Статья 11.1. Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте

.

Статья 11.1. Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте

1. Данная статья предусматривает административную ответственность за действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте. По юридической конструкции статья сложная, состоит из пяти частей, в каждой из которых закреплены конкретные правонарушения, представляющие угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте.

Объектом данного правонарушения является безопасная работа железнодорожного транспорта, которая регулируется специальными нормативными актами (правилами, инструкциями), действующими на железнодорожном транспорте, независимо от того, какими из указанных в данной статье действиями (бездействием) правонарушение было совершено.

2. В ч.1 комментируемой статьи речь идет о противоправных действиях, которые могут вызвать нарушение движения поездов.

Непосредственным объектом правонарушения в данном случае выступает установленный график движения поездов.

Объективная сторона выражается в совершении противоправных действий, таких, как: повреждение железнодорожного пути, сооружений, устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов, оставление таких предметов на железнодорожных путях.

Следует обратить внимание и на такой признак объективной стороны, как место совершения правонарушения. В данной статье таким местом признаются железнодорожные пути. Данный состав имеет формальный характер, так как законодатель не устанавливает наличие вредных последствий, которые могут наступить от указанных противоправных действий.

Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть как граждане, так и должностные лица.

Субъективную сторону данного правонарушения составляет вина в форме умысла или неосторожности. Так, сбрасывание на железнодорожные пути предметов, которые могут повлечь нарушение движения поездов, может быть совершено только умышленно, а повреждение железнодорожного пути - как умышленно, так и по неосторожности.

3. В ч.2 комментируемой статьи закрепляется правонарушение, которое выражается в несоблюдении установленных габаритов при погрузке и выгрузке грузов. В соответствии со ст.5 Федерального закона от 25 августа 1995 г. "О федеральном железнодорожном транспорте" правила перевозки грузов на железнодорожном транспорте и правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте разрабатываются и утверждаются Министерством путей сообщения РФ. Габариты грузов также установлены в этих правилах. Соответственно в рамках родового объекта - безопасность движения на железнодорожном транспорте - непосредственным объектом данного правонарушения будет нарушение правил перевозок грузов на железной дороге.

Объективную сторону правонарушения составляют действия по несоблюдению одного из требований вышеназванных правил, выражающемуся в нарушении установленных габаритов (размеров) груза при его погрузке и выгрузке.

Субъектами данного правонарушения признаются только должностные лица.

С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Но форма вины в данном составе не влияет на квалификацию деяния.

4. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает еще один состав правонарушения, посягающего на безопасность движения на железнодорожном транспорте и выражающегося в повреждении защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений или других путевых объектов. Непосредственным объектом данного правонарушения являются защитные лесонасаждения, снегозащитные заграждения и иные путевые объекты, предназначенные для обеспечения безопасных для жизни и здоровья пассажиров условий проезда, а также безопасность движения поездов и других железнодорожных транспортных средств.

Объективную сторону составляют действия, выражающиеся в повреждении защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений и других путевых сооружений. Поскольку состав носит формальный характер, то законодатель не связывает ответственность за данное правонарушение ни с целью, ни с мотивами, ни с последствиями этих противоправных действий.

Субъектами данного правонарушения признаются как граждане, так и должностные лица.

5. Часть 4 комментируемой статьи закрепляет состав правонарушения, объектом которого являются установленные правила проезда гужевым транспортом и прогона скота через железнодорожные пути, а равно нарушение правил выпаса скота вблизи железнодорожных путей. Нарушение указанных правил мешает безопасной работе железнодорожного транспорта.

Объективную сторону составляют три конкретных действия, выражающиеся в несоблюдении установленных требований: при проезде гужевого транспорта, прогоне скота через железнодорожные пути, выпасе скота вблизи железнодорожных путей. Место совершения правонарушения - железнодорожные пути и прилегающие к ним территории.

Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть как граждане, так и должностные лица.

Субъективная сторона характеризуется тем, что указанные действия могут быть совершены только умышленно.

6. Последний, пятый состав правонарушения, установленный в комментируемой статье, своим объектом также имеет безопасность для жизни и здоровья людей и движения на железнодорожном транспорте.

В целях обеспечения безопасности для жизни и здоровья людей, а также безопасности движения на железнодорожном транспорте для прохода по железнодорожным путям оборудуются специально установленные места. Объективную сторону правонарушения составляют действия, связанные с несоблюдением правил прохода по железнодорожным путям, т.е. проход вне указанных мест.

Субъектами данного правонарушения являются граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста, вменяемые.