Статья 15.22. Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг
.Статья 15.22. Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг
1. Объектом правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, являются установленные правила ведения и требования, предъявляемые к системе ведения реестра ценных бумаг.
2. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг" разграничивает понятия "система ведения реестра владельцев ценных бумаг" и "реестр владельцев ценных бумаг" (ст.8).
Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и (или) с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.
Реестр владельцев ценных бумаг - часть системы ведения реестра, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг.
3. Держателем реестра может быть эмитент, самостоятельно ведущий свой реестр, или профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра на основании поручения эмитента. Если число владельцев превышает 500, держателем реестра должна быть независимая специализированная организация, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляющая деятельность по ведению реестра. Федеральный закон об акционерных обществах определяет, что в обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор (п.3 ст.44).
4. В настоящее время порядок ведения и требования, предъявляемые к системе ведения владельцев именных ценных бумаг, установлены Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг (утв. постановлением ФКЦБ РФ от 2 октября 1997 г.). Кроме того, к числу нормативных актов, регламентирующих порядок ведения реестра ценных бумаг, относятся Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. "Об инвестиционных фондах", постановление ФКЦБ РФ от 9 января 1997 г. "Об опционном свидетельстве, его применении и утверждении Стандартов эмиссии опционных свидетельств и их проспектов эмиссии", иные нормативные акты.
5. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, характеризуется следующими деяниями (действием или бездействием): незаконный отказ от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг; уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг; внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений по вине держателя реестра; нарушение сроков выдачи выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг; невыполнение держателем реестра иных законных требований владельца ценных бумаг или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг; ненадлежащее выполнение держателем реестра иных законных требований владельца ценных бумаг или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг.
6. Незаконным является отказ от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг по основаниям, не указанным в законе, а, например, по соображениям целесообразности, либо отказ от совершения этих действий без каких бы то ни было оснований.
7. Содержание диспозиции комментируемой статьи не раскрывает сущности уклонения, что не позволяет проводить отличие данного юридического состава от незаконного отказа от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Слово "уклониться" означает избежать чего-нибудь, устраниться, отказаться от чего-нибудь. В данном контексте под уклонением необходимо понимать неисполнение законного требования владельца ценных бумаг или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг о внесении соответствующих записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг в течение сроков, установленных законодательством, без уведомления о причинах бездействия.
8. Действующим законодательством на держателя реестра возложена обязанность по внесению в систему ведения реестра всех необходимых изменений и дополнений. При этом держатель реестра не вправе предъявлять дополнительные требования при внесении изменений в данные системы ведения реестра помимо тех, которые установлены действующим законодательством (ст.8 Федерального закона о рынке ценных бумаг).
Отказ от внесения записи в реестр не допускается, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. В случае отказа от внесения записи в реестр регистратор не позднее пяти дней с даты получения распоряжения о внесении записи в реестр направляет обратившемуся лицу мотивированное уведомление об отказе от внесения записи, содержащее причины отказа и действия, которые необходимо предпринять для устранения причин, препятствующих внесению записи в реестр.
Так, регистратор обязан отказать во внесении записей в реестр в следующих случаях:
не предоставлены все документы, необходимые для внесения записей в реестр;
представленные документы не содержат всей необходимой информации либо содержат информацию, не соответствующую имеющейся в документах, переданных регистратору ранее, при открытии лицевого счета;
операции по счету зарегистрированного лица, в отношении которого передано распоряжение о списании ценных бумаг, блокированы;
в реестре отсутствует анкета зарегистрированного лица с образцом его подписи, документы не представлены лично зарегистрированным лицом, подпись на распоряжении не заверена надлежащим образом;
у держателя реестра есть существенные и обоснованные сомнения в подлинности незаверенной подписи на документах, когда документы не представлены лично зарегистрированным лицом, передающим ценные бумаги, или его уполномоченным представителем;
в реестре не содержится информация о лице, передающем ценные бумаги, и (или) о ценных бумагах, в отношении которых предъявлено распоряжение о внесении записей в реестр, и отсутствие этой информации не связано с ошибкой регистратора;
количество ценных бумаг, указанных в распоряжении или ином документе, являющимся основанием для внесения записей в реестр, превышает количество ценных бумаг, учитываемых на лицевом счете зарегистрированного лица;
стороны по сделке не оплатили или не предоставили гарантии по оплате услуг регистратора в размере, установленном прейскурантом регистратора.
Во всех иных случаях, при наличии всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством, держатель реестра обязан внести соответствующие записи в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг в установленный срок.
Согласно ст.8 Федерального закона о рынке ценных бумаг держатель реестра вносит изменения в систему ведения реестра на основании: распоряжения владельца о передаче ценных бумаг, или лица, действующего от его имени, или номинального держателя ценных бумаг; иных документов, подтверждающих переход права собственности на ценные бумаги в соответствии с гражданским законодательством.
Регистратор не вправе отказать во внесении записей в реестр из-за допущенной им или эмитентом ошибки.
В случае задержки в исполнении распоряжения из-за допущенной регистратором или эмитентом ошибки регистратор обязан в течение пяти рабочих дней сообщить об этом обратившемуся к нему лицу, устранить ошибку и внести запись в реестр.
9. Перечень документов, необходимых для внесения соответствующих записей в реестр владельцев именных ценных бумаг, а также сроки выполнения отдельных операций установлены Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным постановлением ФКЦБ РФ от 2 октября 1997 г.
Сроки проведения операций в реестре исчисляются с даты представления необходимых документов регистратору.
Так, согласно Положению о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, в течение трех дней должны быть исполнены следующие операции: открытие лицевого счета; внесение изменений в информацию лицевого счета зарегистрированного лица; внесение записей о переходе прав собственности на ценные бумаги; внесение записей о блокировании операций по лицевому счету; внесение записи об обременении ценных бумаг обязательствами; внесение записей о зачислении, списании ценных бумаг со счета номинального держателя; конвертация ценных бумаг, принадлежащих отдельным владельцам.
В течение пяти рабочих дней исполняются следующие операции: выдача, погашение сертификатов ценных бумаг; предоставление выписок, справок об операциях по лицевому счету, справок о наличии на счету указанного количества ценных бумаг.
В течение десяти дней исполняется операция: аннулирование, за исключением случаев аннулирования ценных бумаг при конвертации.
В течение двадцати дней исполняется операция: предоставление информации из реестра по письменному запросу.
В день, указанный в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг, исполняются операции: конвертация ценных бумаг по распоряжению эмитента, аннулирование ценных бумаг при конвертации.
В течение одного рабочего дня после проведения операции исполняются операции: выдача по распоряжению зарегистрированного лица уведомления о списании со счета и зачислении на счет ценных бумаг.
10. Установленные законодательством правила ведения реестра владельцев ценных бумаг должны исключать возможность внесения недостоверных сведений в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Это вытекает из сущности деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, которая заключается в сборе, фиксации, обработке, хранении и предоставлении данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Данное положение вытекает также из цели, поставленной законодателем по отношению к системе ведения реестра владельцев ценных бумаг, - обеспечение сбора и хранения в течение установленных законодательством сроков информации обо всех фактах и документах, влекущих необходимость внесения изменений в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, и обо всех действиях держателя реестра по внесению этих изменений.
11. Федеральный закон о рынке ценных бумаг относит к числу обязанностей держателя реестра ценных бумаг предоставление выписки из системы ведения реестра по требованию владельца или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг.
Выписка должна быть предоставлена указанным выше лицам в течение пяти рабочих дней.
Выпиской из системы ведения реестра является выдаваемый держателем реестра документ с указанием владельца лицевого счета, количества ценных бумаг каждого выпуска, числящихся на этом счете в момент выдачи выписки, фактов их обременения обязательствами, а также иной информации, относящейся к этим бумагам.
12. Невыполнение держателем реестра иных законных требований владельца ценных бумаг или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг может выражаться, например, в следующих деяниях: необеспечение указанным лицам возможности предоставления распоряжений; непредоставление информации из реестра, предусмотренной действующим законодательством; неинформирование зарегистрированных лиц по их запросам и т.д.
Ненадлежащее выполнение может выражаться, например, в предоставлении неполной информации; документов, составленных с нарушением норм действующего законодательства; совершение операций с нарушением сроков, установленных законодательством, и т.д.
13. Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений характеризуется виной как в форме умысла, так и в форме неосторожности. При этом незаконный отказ и уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг могут быть совершены только умышленно.
14. Субъектом правонарушения является держатель реестра. Держателем реестра может быть эмитент, самостоятельно ведущий свой реестр, или профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра на основании поручения эмитента.