Статья 16.9. Выдача без разрешения таможенного органа, утрата либо недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них

.

Статья 16.9. Выдача без разрешения таможенного органа, утрата либо недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них

1. Объектом правонарушения является порядок доставки товаров, транспортных средств и документов на них в определенное таможенным органом место, а также порядок таможенного контроля за нахождением товаров на временном хранении или под определенными таможенными режимами.

2. Под доставкой товаров, транспортных средств и документов на них под таможенным контролем понимается их перевозка от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения под таможенным контролем без взимания налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, а также без применения мер экономической политики (нетарифных ограничений).

Доставка применяется в отношении:

ввозимых товаров, если их помещение под определенный таможенный режим производится не в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место ввоза товаров на таможенную территорию РФ или место их ввоза с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ;

иностранных ввозимых товаров, подлежащих обложению таможенными пошлинами и (или) налогами при их помещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения и в отношении которых не уплачены (не взысканы) таможенные платежи, подлежащие уплате при их выпуске в свободное обращение;

продуктов переработки иностранных товаров, вывозимых с таможенной территории РФ;

товаров, перемещаемых между складами;

других товаров в случаях, определяемых таможенным законодательством.

3. По общему правилу, местами доставки товаров, перевозимых под таможенным контролем, за исключением вывозимых товаров, являются места расположения таможенных органов либо их структурных подразделений, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль.

Местами доставки вывозимых товаров являются пункты пересечения таможенной границы РФ, расположенные в регионе деятельности таможенного органа назначения, либо, в случае вывоза товаров и транспортных средств на территорию свободных таможенных зон или на свободные склады, - склады, находящиеся в регионе деятельности таможенного органа назначения.

Сведения о местах доставки товаров (адрес и наименование таможенного органа либо его структурного подразделения, пункта пропуска на таможенной границе), а также сведения о местах временного хранения (адрес склада, номер и срок действия лицензии на учреждение склада) могут быть указаны в грузовых документах, следующих с товаром.

В случае отсутствия таких сведений либо указания сведений, не соответствующих имеющимся в таможенном органе, ввозимые в РФ товары должны быть доставлены в места, определяемые таможенными органами отправления в соответствии с реестром мест доставки, формируемым ГТК России, исходя из местонахождения получения.

Местами доставки товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, являются станции назначения; морским и речным транспортом - порты назначения; воздушным транспортом - аэропорты, на территории которых имеются склады.

Местами доставки подакцизных товаров, подлежащих маркировке, являются склады, перечень которых утверждается ГТК России.

4. В соответствии с Таможенным кодексом товары могут находиться под таможенным контролем не только в период их доставки. Такой же статус для них определен на период нахождения на временном хранении и под таможенными режимами: таможенного склада; магазина беспошлинной торговли; переработки под таможенным контролем; уничтожения.

5. Объективную сторону правонарушения образуют перечисленные ниже противоправные деяния:

а) выдача без разрешения таможенного органа находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств предполагает их выдачу третьему лицу по волеизъявлению лица, ответственного за их сохранность;

б) утрата находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств является выбытием товара и (или) транспортного средства из владения лица, ответственного за их сохранность, без прямого его волеизъявления по данному поводу;

в) недоставление в определенное таможенным органом место находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств;

г) утрата принятых для вручения таможенному органу документов на находящиеся под таможенным контролем товары и (или) транспортные средства.

Для вручения таможенному органу назначения перевозчику могут передаваться: документ контроля за доставкой товара или книжка МДП, транспортные и товаросопроводительные документы. Порядок и место вручения документов устанавливает таможенный орган назначения.

6. Субъект правонарушения различается в зависимости от обстоятельств совершения противоправных деяний.

При недоставке товаров и (или) транспортных средств, их выдаче или утрате в период доставки, а также недоставлении принятых для вручения документов субъектом правонарушения является перевозчик.

В соответствии со ст.144 ТК до помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим всю ответственность за эти товары и транспортные средства перед таможенными органами несет перевозчик, за исключением специально оговоренных в данном Кодексе случаев.

Сложнее определить субъекта правонарушения, если произошли недоставка, выдача или утрата товаров при их перевозке железнодорожным транспортом.

Сложность определения обусловлена тем, что:

во-первых, в составе железных дорог могут находиться отделения, являющиеся, как и сама железная дорога, юридическими лицами;

во-вторых, в процессе доставки обычно участвуют несколько железных дорог, каждая из которых в период нахождения в ее ведении груза выступает в качестве перевозчика.

Анализ Транспортного устава железных дорог показывает, что именно железная дорога является лицом, ответственным за использование транспортного средства, осуществляющего перевозку груза в соответствии с заключенным договором. Следовательно, железная дорога является перевозчиком в соответствии с определением, приведенным в п.11 ст.18 ТК. Что же касается отделений дорог, то они, имея статус юридического лица, лишь обеспечивают процесс перевозки грузов по железной дороге, не организуя и не контролируя его, и, как следствие, не отвечают перед третьими лицами (грузоотправитель, грузополучатель, таможенные и другие государственые органы) за вред, причиненный грузу в процессе перевозки.

При перевозке груза несколькими железными дорогами ГТК России предлагает привлекать к ответственности следующие железные дороги:

при ввозе товаров на таможенную территорию - железную дорогу, к которой относится станция назначения, если она не представит информацию о том, что товар не поступал в ее зону деятельности, а был утрачен в зоне деятельности иной железной дороги;

при вывозе товаров за пределы таможенной территории, в том числе и в случае транзита - железную дорогу, к которой относится станция отправления, если она не представит данных, свидетельствующих о том, что согласно перевозочным документам товар был передан для перевозки другой железной дороге.

В случае выдачи без разрешения таможенного органа либо утраты товаров и транспортных средств в период их временного хранения субъектом правонарушения является владелец склада временного хранения, поскольку именно на него в соответствии со ст.152 ТК возложена обязанность исключить возможность изъятия помимо таможенного контроля со склада товаров и транспортных средств, находящихся на хранении, и обеспечить невозможность доступа третьих лиц к хранимым товарам и транспортным средствам.

При выдаче без разрешения таможенного органа либо утраты товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем и помещенных под таможенные режимы, указанные в п.4 комментария к настоящей статье, субъектом правонарушения выступает лицо, ответственное за сохранность товаров, помещенных под определенный таможенный режим.

7. Субъективная сторона правонарушения для физических лиц характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

При привлечении к ответственности юридического лица за недоставление товара и (или) транспортного средства либо их утрату следует досконально устанавливать обстоятельства такой недоставки либо утраты, а также анализировать все предпринятые в такой ситуации лицом действия. Если будет установлено, что лицо не доставило товар и (или) транспортное средство, либо утратило их в ситуации, когда оно не могло их доставить или сохранить, несмотря на принятие всех зависящих от него мер, юридическое лицо будет считаться невиновным в силу ч.2 ст.2.1 КоАП.

8. По ч.1 данной статьи дела рассматриваются таможенным органом при назначении только основного наказания. Если указанный орган посчитает необходимым назначение также дополнительного наказания в виде конфискации, дело подлежит передаче на рассмотрение судьи. По ч.2 статьи дела всегда рассматривает таможенный орган.

9. Если утрата произошла в период доставки в результате аварии или действия непреодолимой силы и непринятия перевозчиком мер по сохранности товара и (или) транспортного средства, подлежит применению ч.1 ст.16.6 КоАП.

10. Если недоставление в таможенный орган назначения, выдача без разрешения таможенного органа либо утрата находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств произошли при их перемещении транзитом, возникает конкуренция между рассматриваемой статьей и ч.1 ст.16.19 КоАП, устанавливающей ответственность за нарушение требований, условий и ограничений таможенного режима, поскольку в силу ч.1 ст.36 ТК доставка товара в таможенный орган назначения является условием таможенного режима транзита.