Статья 17.4. Непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи

.

Статья 17.4. Непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи

1. В соответствии со ст.6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" и п.3 ст.1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Согласно п.4 ст.29 УПК в тех случаях, когда при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Суд вправе вынести частное определение или постановление и в других случаях, если признает это необходимым. Не позднее чем в месячный срок по частному определению (постановлению) должны быть приняты необходимые меры и о результате сообщено суду, вынесшему частное определение (постановление).

Статья 225 ГПК также предусматривает, что суд, обнаружив при рассмотрении гражданского дела нарушения законности или существенные недостатки в работе государственных предприятий, учреждений, организаций, выносит частное определение и направляет его соответствующим предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам, которые обязаны сообщить суду о принятых ими мерах. Это сообщение должно быть сделано в месячный срок со дня получения копии частного определения.

Статья 29.13 (п.2) комментируемого Кодекса предусматривает обязанность организаций и должностных лиц рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (см. комментарий к указанной статье).

2. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с реализацией судом или судьей своих полномочий по отправлению правосудия и предупреждению правонарушений.

3. Объективная сторона характеризуется бездействием, т.е. должностное лицо оставляет без рассмотрения частное определение суда или представление судьи либо не принимает необходимых мер по устранению указанных в частном определении или представлении нарушений закона.

4. Субъектами правонарушения, как это явствует из самой статьи, могут быть только должностные лица, причем законодательством не установлены какие-либо ограничения или изъятия, т.е. имеются в виду должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих формирований, общественных объединений.

5. Субъективная сторона правонарушения может выражаться в форме умысла или неосторожности.

Злостное неисполнение должностными лицами указанных органов и организаций вступивших в законную силу судебных актов либо воспрепятствование их исполнению квалифицируется как преступление (ст.315 УК).