Статья 18.3. Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации

.

Статья 18.3. Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации

1. Объектом правонарушения является пограничный режим в территориальном море и во внутренних морских водах РФ.

2. В соответствии со ст.16 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ пограничный режим включает в себя правила:

учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду;

промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.

3. Федеральным законом от 31 июля 1998 г. "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" определены понятия "внутренних морских вод" и "территориального моря" (ст.1 и 2).

Внутренние морские воды РФ - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ. Внутренние морские воды являются составной частью территории РФ.

К внутренним морским водам относятся воды:

портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат России, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат России, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в "Извещениях мореплавателям".

Территориальное море РФ - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в ст.4 названного Федерального закона.

На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет РФ с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

4. Как следует из ст.20 и 21 Закона о госгранице, российские маломерные самоходные и несамоходные (надводные и подводные) суда (средства) и средства передвижения по льду, используемые в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ, подлежат учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования.

При этом под маломерным судном понимается судно, длина которого менее 7 метров, а гребное - независимо от размеров (п.2.1.11 Положения о классификации, расследовании и учете транспортных происшествий на внутренних судоходных путях Российской Федерации, утвержденное приказом Минтранса России от 16 августа 1994 г.).

Для обеспечения пограничного режима может устанавливаться порядок выхода этих судов и средств из пунктов базирования и возвращения с уведомлением органов и войск ФПС России, ограничиваться время выхода, пребывания на воде (на льду), удаления от пунктов базирования и берегов.

Промысловая, исследовательская, изыскательская и иная деятельность в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

В целях охраны государственной границы указанная деятельность осуществляется в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов с разрешения органов и войск ФПС России, а во внутренних морских водах и в территориальном море РФ - с уведомлением указанных органов и войск. При этом сообщаются сведения о местах, времени осуществления промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности, количестве участников, об используемых для этой цели промысловых и иных судах и о других средствах.

5. Объективную сторону правонарушения образуют указанные ниже противоправные деяния:

нарушение установленных в территориальном море и во внутренних морских водах РФ, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов правил учета, хранения, выхода из пунктов базирования и возвращения в пункты базирования, пребывания на воде (на льду) российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду (ч.1 рассматриваемой статьи);

ведение в территориальном море и во внутренних морских водах РФ, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности без разрешения (уведомления) органов и войск пограничной службы;

ведение перечисленной выше деятельности с разрешения (с уведомлением) органов и войск пограничной службы, но с нарушением условий такого разрешения (уведомления) (ч.2 рассматриваемой статьи).

6. Субъектами правонарушения являются: по ч.1 статьи - граждане и должностные лица организаций, а по ч.2 - граждане, должностные лица и юридические лица, нарушившие пограничный режим в территориальном море и во внутренних морских водах РФ.

7. Субъективная сторона для физических лиц характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч.2 ст.2.1.