Статья 23.1. Судьи

.

Статья 23.1. Судьи

В отличие от гл.22, в которой названы основные субъекты, к чьим полномочиям отнесено рассмотрение конкретных дел и, соответственно, их разрешение, т.е. назначение административных наказаний, в главе 23 КоАП эти общие положения получают необходимую юридическую расшифровку. Иначе говоря, в ней определяются те составы административных правонарушений, составляющие содержание Особенной части КоАП, которые отнесены к подсудности судей и подведомственности соответствующих органов исполнительной власти, их структурных и территориальных образований, а также должностных лиц.

При этом следует учитывать, что по характеру своих полномочий должностные лица, действующие от имени тех или иных органов, подразделяются на две группы. Должностные лица, входящие в первую группу, полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. Что касается должностных лиц, отнесенных ко второй группе, то их полномочия связаны лишь с возможностью составлять протоколы об административных правонарушениях, т.е. фактически они полномочны возбуждать производство по делам об административных правонарушениях.

Их крайне многоликая система характеризуется в ст.28.3, входящей в разд.IV "Производство по делам об административных правонарушениях". Количество такого рода должностных лиц значительно превышает число обозначенных в гл.23, причем не все они действуют от имени соответствующих органов исполнительной власти. В то же время в большинстве случаев они совпадают с должностными лицами, характеристика которых предлагается гл.23 КоАП.

Изложенное необходимо учитывать, так как перенасыщенность содержания КоАП перечислениями различных должностных лиц, тем более в его различных разделах и главах, создает определенные сложности при анализе отдельных позиций.

1. Конкретизация полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях обоснованно начинается с судей, чья роль в их предотвращении велика и имеет тенденцию к расширению.

2. Судьи судов общей юрисдикции рассматривают дела об административных правонарушениях, которые предусмотрены значительным количеством статей Особенной части КоАП. По существу их роль проявляется во всех основных подразделениях этой части Кодекса, в силу чего представляется целесообразным не ограничиваться лишь перечнем составов правонарушений, подлежащих рассмотрению судей, а назвать некоторые конкретные их составы применительно к основным видовым подразделениям Особенной части.

Что касается административных правонарушений, посягающих на права граждан (гл.5), то к рассмотрению судей относятся 34 состава правонарушений из 44. Это, например, подкуп избирателей, участников референдума (ст.5.16); нарушение установленного законом порядка подсчета голосов (ст.5.24); нарушение законодательства о труде и об охране труда (ч.2 ст.5.27); принуждение к участию или отказу от участия в забастовке (ст.5.40). Кроме того, они рассматривают дела по ст.5.1-5.15, 5.17-5.23, 5.25-5.26, 5.37-5.43.

Из числа административных правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл.6), судьям подведомственны такие, как: сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (ст.6.1); потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст.6.9); занятие проституцией (ст.6.11), а также рассматривают дела по ст.6.2, 6.12-6.14.

В области охраны собственности (гл.7) к компетенции судьи относятся: самовольная добыча янтаря (ст.7.5); уничтожение или повреждение чужого имущества (ст.7.17); мелкое хищение (ст.7.27), а также рассматривают дела по ст.7.12, 7.15, 7.24, 7.28.

Из числа административных правонарушений в промышленности, строительстве и энергетике (гл.9) судьи правомочны рассматривать следующие: отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами (ст.9.14), а также рассматривают дела по ст.9.13; из административных правонарушений в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл.10) - нарушение норм и правил ведения племенного животноводства (ст.10.11).

В сфере административных правонарушений на транспорте (гл.11) к подведомственности судей отнесены: нарушение правил охраны полосы отвода автомобильной дороги (ст.11.21), правонарушения, предусмотренные ч.4 ст.11.7, ст.11.22, 11.24; в области дорожного движения (гл.12) - незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию (ст.12.35), а также воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств (ст.12.36).

В области связи и информации (гл.13) судьи правомочны рассматривать дела о злоупотреблении свободой массовой информации (ст.13.15); о воспрепятствовании распространению продукции средства массовой информации (ст.13.16), а также правонарушения, предусмотренные ч.1 и 2 ст.13.5, ст.13.10, 13.11, 13.14, 13.20, 13.21, 13.23; в области предпринимательской деятельности (гл.14) - об осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) - ст.14.1); о ненадлежащем управлении юридическим лицом (ст.14.21), а также правонарушения, предусмотренные ст.14.10-14.14, ч.1 и 2 ст.14.16, ч.1, 3 и 4 ст.14.17, ст.14.18, 14.22-14.24, ч.1, 2 и 4 ст.14.15.

Судья правомочен рассматривать дела об административных правонарушениях в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл.15). Это, например, нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст.15.3); нарушение сроков представления налоговой декларации (ст.15.5); незаконные сделки с ценными бумагами (ст.15.18); нарушение законодательства о банках и банковской деятельности (ст.15.26), а также правонарушения, предусмотренные ст.15.4, 15.11, 15.12; в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл.16): незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ (ст.16.1); посягающие на институты государственной власти (гл.17): неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава (ст.17.3); незаконное ношение государственных наград (ст.17.11), а также правонарушения, предусмотренные ст.17.1, 17.2, 17.4-17.10, 17.12, 17.13; в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (гл.18): нарушение правил привлечения иушений, не предусматриваемых ранее в КоАП.

3. Однако полномочия судей общей юрисдикции не ограничиваются перечисленным. Предусмотрены и такие дела об административных правонарушениях, которые могут рассматриваться ими в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило данное дело, передают его на рассмотрение судье. Подобные случаи определены в ч.2 ст.23.1 КоАП.

К их компетенции относятся дела, предусмотренные ст.8.17-8.20, 8.34, 8.35, 8.37, 8.39, 9.3, 11.5, 11.7, 11.9, 11.11, ч.2 ст.12.4, ст.12.8, ч.4 ст.12.9, ч.1 ст.12.10, ч.3 ст.12.15, ч.2 ст.12.17, ч.2 ст.12.21, ст.12.24, 12.26, ч.2 ст.12.27, ст.13.1-13.4, 13.6, 13.8, ч.2 и 4 ст.13.12, ст.13.13, 13.22, 14.2, ч.2 ст.14.4, ч.3 ст.14.16, ч.1 ст.14.20, ст.16.2, 16.3, ч.1 ст.16.9, ст.16.16, ч.1 ст.16.18, ч.1 ст.16.19, ст.16.20, 16.21, ч.2 ст.18.1, ч.2 ст.18.3, ч.2 ст.18.4, ст.18.7, 18.8, 19.24, ч.2 и 3 ст.20.8, ст.20.10, ч.1 и 3 ст.20.12, ст.20.13, 20.14, 20.21.

Анализируя названные составы административных правонарушений, следует обратить внимание на их особенность, выражающуюся в том, что КоАП в подобных случаях относит к подсудности судей дела о правонарушениях, влекущих за собой, как правило, такие административные наказания, которые правомочен назначать только судья (например, конфискацию орудия совершения правонарушения или административный арест). В иных случаях одни и те же составы административных правонарушений относятся и к подсудности судей, и к подведомственности соответствующих органов или должностных лиц. Передача такого дела на рассмотрение судье объясняется различным объемом административных санкций (т.е. наказаний), применяемых к правонарушителям (у судей, как правило, он более широк).

4. Если по делам об административных правонарушениях, о которых речь идет в гл.23, проводилось производство в форме административного расследования (см. ст.28.7), а также если дела влекли административное выдворение за пределы Российской Федерации, их рассмотрение отнесено к компетенции судей районных судов. В остальных случаях дела рассматриваются мировыми судьями.

5. Дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов на основе норм АПК.

КоАП в их числе называет дела о правонарушениях, предусмотренных ст.6.14, 7.24, 14.1, 14.10-14.14, ч.1 и 2 ст.14.16, ч.1, 3 и 4 ст.14.17, ст.14.18, 14.21-14.23, 15.10, ч.1 и 2 ст.19.19. В основном подобные составы предусмотрены гл.14 "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности".

6. Кроме судей судов общей юрисдикции дела об административных правонарушениях, указанных в п.2 и 3 комментария к данной статье, если они были совершены военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов (см. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. "О военных судах Российской Федерации").