4. Модальности исторической традиции - Процессуальная природа общества

.

4. Модальности исторической традиции - Процессуальная природа общества

Человеческие общества постоянно изменяются на всех уров­нях своей внутренней структуры: на макроуровне (экономика, политика и культура), на мезоуровне (общности, группы, органи­зации) и на микроуровне (индивидуальные действия и взаимодей­ствия). Общество — это отнюдь не целостная сущность, а много­уровневое, внутренне связанное направление процессов. По сло­вам Эдварда Шилза, «общество — трансвременной феномен. Оно не образуется бытием в данный момент. Оно существует только через время. Оно слагается посредством времени» (355; 327)

Если это так, то общество пребывает в постоянном движении от прошлого к будущему. Его настоящее — просто фаза между тем, что произошло, и тем, что произойдет. В настоящем имеют место отголоски, следы прошлого и потенциальные ростки буду­щего. Природа общества такова, что его предшествующие стадии причинно связаны с текущей, нынешней фазой, а она, в свою очередь, формирует почву для следующей.

В этой главе мы рассмотрим обратную связь, т.е. связь между действительным состоянием общества и его предыдущей исто­рией. «Связь, которая соединяет общество с его прошлым, не может исчезнуть полностью: она наследуется благодаря самой природе общества» (355; 328). Связь настоящего с прошлым со­ставляет основу традиции.

Проблема традиции не возникла бы, если бы различные со­циальные процессы были дискретными, прерывистыми, т. е. если бы одни процессы полностью завершались, прежде чем начнутся новые. Но это не так. Вновь процитируем Шилза: «Общество представляет собой непрерывное существование» (355; 168). Про­шлое не исчезает или, по крайней мере, не исчезает полностью. Его фрагменты остаются, обеспечивая продолжение процесса. Это происходит благодаря двум взаимодополняющим причинным механизмам: материальному, или физическому, и идеальному, или психологическому.

Действие материального механизма проявляется в сохране­нии объектов, артефактов, вещей, созданных предыдущими по­колениями и не исчезающих бесследно, не рассыпающихся с те­чением времени. Дома и мосты, дороги и гавани, церкви и па­мятники, инструменты и машины, дым в воздухе и грязь в реке, — все это составляет то передаваемое от поколения к поколению окружение, в котором мы живем, даже если мы не производим сами. То, что дошло до нас, естественно, не слепок, не отпечаток прошлого, а, скорее, вещественное напоминание о нем и состав­ляет предмет изучения археологии.

Идеальный механизм действует через человеческую память и способность к коммуникации. Прошлое сохраняется потому, что люди помнят его фрагменты. В первую очередь это касается соб­ственных, более ранних переживаний. Однако представления о прошлом складываются не только из воспоминаний о тех собы­тиях, которые человек наблюдал лично, но и из сведений, по­черпнутых у современников. Сформированная таким образом коллективная память сохраняется в архивах, библиотеках, музе­ях. Кроме того, память обращается к историческим записям всех видов, в которых уже зарегистрированы свидетельства предыду­щих поколений. Коллективная память проникает вглубь про­шлого, далеко выходя за пределы личных воспоминаний каждо­го отдельного индивида. В связи с этим становится очевидной важность письма — одного из фундаментальных открытий че­ловечества. «Развитие письма значительно расширяет возмож­ность охвата событий, отдаленных как пространством, так и временем» (147; 204). По сравнению с письменной, устная пере­дача традиции несравненно более ограниченна, поскольку зави­сит от гораздо меньшего круга людей, которые могут непосредст­венно общаться в данный момент времени, и замкнута в гораздо более узкие исторические рамки. Историческое сознание, равно как изучение истории, стало возможным лишь с изобретением письма. По утверждению Гидденса, «оно лежит в основе возник­новения линейного сознания времени, которое позднее стано­вится на Западе базисом историчности как черты социальной жизни» (147; 201).

Через идеальный, психологический механизм люди наследу­ют прошлые верования, знания, символы, а также нормы, цен­ности и правила, которые сохраняются, интерпретируются, ис­пользуются и передаются такими институтами, как семья, цер­ковь, школа, университеты, средства информации, армия, фир­мы, политические партии. Конечно, память небезупречна, как Небезупречны и записи. То, что дошло до нас, подверглось основательной селекции со стороны поколений мемуаристов и интер­претаторов, вспоминавших и по-своему истолковывавших те или иные события, факты, явления, причем нередко селекция прово­дилась с предубеждением, идеализирующим и извращающим дей­ствительное положение дел.

Оба механизма — материальный и идеальный — дополняют друг друга. Окружающие нас материальные артефакты поддер­живают нашу память, образуют тот вещественный мир, по кото­рому мы можем составить свое представление о прошлых време­нах. Одни объекты возвращают в прошлое опосредованно, нена­меренно, скрытно (например, грязные кварталы, перенаселен­ные районы городов, загубленная природа напоминают о перио­де усиленной индустриализации; заросшие дороги где-нибудь в глуши Америки — о бушевавшей здесь когда-то гражданской вой­не; пирамиды майя на Юкатане — о жестоких ранних цивилиза­циях); предназначение других — демонстрация славы и красоты прошедших веков. Античные монументы, соборы в стиле барок­ко, средневековые города, многие экспонаты музеев — все это питает наше воображение, помогает воссоздать жизнь наших да­леких предков. Наконец, некоторые объекты напоминают и предо­стерегают о преступлениях прошлого, например, музей в Ауглвице или лес в Катыни, где советские секретные службы уничтожи­ли тысячи польских офицеров.

Нередко для того чтобы постичь суть какого-нибудь объекта, нужно хотя бы немного разбираться в тех символах, нормах, цен­ностях и правилах, которые придают ему смысл. Если мы ничего не слышали о Колизее, то воспримем его просто как развалины; если до нас дошел какой-нибудь старинный, незнакомый инстру­мент или станок, то без соответствующей инструкции мы не смо­жем понять, как им пользоваться; если мы не знаем, кого изобра­жает памятник, то для нас это — всего лишь кусок мрамора; а если мы не знаем, что такое законы, то парламент для нас — только каменное здание, и не больше.

Как бы ни искажалось прошлое, оно. благодаря действию материальных и идеальных механизмов, входит в настоящее. Можно сказать, что оно существует в настоящем в двух ипоста­сях: объективно, когда объекты прошлого сохраняются матери­ально, и субъективно, когда в сознании членов общества присут­ствуют идеи прошлого, которые становятся частью современной культуры. И в том, и в другом случаях прошлое влияет на насто­ящее, служит важным соопределяющим элементом состояния общества.

Но есть и третий путь, когда на настоящее влияет не реальное прошлое, а то, как человек представляет его себе, или, попросту говоря, фантазирует. Это может происходить неумышленно — в результате ошибки, преувеличения, желания сострить и т.д., но может делаться и преднамеренно, обдуманно, с претензией на истинность. Таковы, например, «изобретенные традиции» (192). Причины, по которым они конструируются, различны. Иногда есть нужда в том, чтобы подтвердить справедливость или обеспе­чить легитимность политических действий; иногда необходимо заручиться поддержкой и мобилизовать участие людей в совре­менных программах, упрочить положение лидера или поднять дух нации. Эрик Хобсбаум классифицирует «изобретенные традиции» по трем группам: первые символизируют и выражают социаль­ную близость, идентификацию сообществ и наций; вторые леги-тимизируют статус, институты, авторитеты; третьи социализиру­ют определенные ценности, нормы, правила поведения (192; 9).

Искаженные и даже абсолютно неверные образы прошлого нередко играют важную роль в жизни общества. В этом случае, как и во многих других, справедлива знаменитая «теорема Тома­са»: «Если люди определяют ситуации как реальные, то и послед­ствия их реальны» (287; 475). Вот почему люди всегда принимают в расчет свои убеждения и действуют соответственно им, а в ито­ге из их действий и слагается общество.

Подобные социальные и психологические механизмы объяс­няют замечательный факт непрерывности, или, точнее, измене­ния в непрерывности и непрерывности в изменении. С одной стороны, социальное изменение никогда не бывает полным или абсолютным. Большая часть из того, «что люди делают и думают, на что надеются, уже многократно совершалась и продумывалась задолго до рождения всех ныне живущих» (355; 34). Даже рево­люционные изменения, которые по определению являются наи­более всеохватывающими и радикальными, затрагивают далеко не все аспекты общества. С другой стороны, непрерывность тоже никогда не бывает абсолютной, наследие прошлого преобразует­ся, модифицируется или обогащается, и каждый последующий момент в жизни общества не такой, как предыдущий.