Возникновение и изменение традиций

.

Возникновение и изменение традиций

Традиции в узком смысле слова, т.е. совокупность объектов и идей, особое значение которых люди связывают с их происхож­дением в прошлом, сами являются субъектами изменения. Они Модифицируются, выдвигаются на первый план или игнорируют­ся, существуют в течение некоторого времени, а затем исчезают, забываются и вновь возрождаются. Так случилось, например, со многими этническими, национальными традициями в странах Восточной Европы и в бывшем Советском Союзе: после длитель­ного подавления в условиях коммунистических, тоталитарных режимов в изменившейся ситуации они обрели новую жизнь.

Традиции складываются двумя путями. Один идет «снизу», когда можно сказать, что традиция «возникает», «зарождается». Это спонтанный, стихийный процесс, в который вовлечены доста­точно большие массы людей. Все начинается с того, что кто-то обращает особое внимание на определенные фрагменты истори­ческого наследия. Затем интерес, уважение, пристрастие, почтение распространяются вширь, охватывая все более широкие слои насе­ления, и принимают форму ритуалов, церемоний, побуждают к поискам и обновлению старых объектов, к новой интерпретации старых кредо. Индивидуальные предпочтения и действия стано­вятся массовыми и превращаются в поистине социальный факт. Так рождается традиция. Парадоксальным образом данный про­цесс очень сходен с распространением новаций (эта тема будет обсуждаться в гл. 17), хотя в рассматриваемом случае речь идет, скорее, об открытии того, что уже существовало в прошлом.

Второй «маршрут» формирования традиции начинается «сверху», действуя через механизм навязывания, когда традиция выделяется, отбирается и даже навязывается теми, кто обладает властью или влиянием. Это может быть монарх, вводящий для своих подданных традиции своей династии; диктатор, делающий упор на прошлой славе нации; полководец, напоминающий во­инам о великих исторических сражениях, или известный моде­льер-дизайнер, находящий вдохновение в прошлом и диктующий стиль «ретро».

Заметим, что эти два пути не предопределяют содержания традиций. В частности, нельзя сказать, что один ведет к форми­рованию истинной традиции, действительно уходящей своими корнями в прошлое, а другой — к изобретенной традиции, связь которой с прошлым придумана, вымышлена. Такая связь может диктоваться необходимостью, когда, например, кто-то наделяет образ прошлого привлекательными чертами с тем, чтобы увлечь своей идеей многих людей. Но все же чаще такого рода традиции создаются и внедряются с политической целью теми, кто стоит у власти. Вспомним коронационные церемонии императора Бокассы; ритуалы, принятые при Наполеоне, или недавние заверения политиков в «вечной и нерушимой дружбе» между Советским Союзом и Ливией, Румынией и Мозамбиком. Решение перепи­сать все учебники истории в России и бывшей Восточной Герма­нии после крушения в этих странах коммунистических режимов свидетельствует о степени утраты национальных традиций, кото­рые нужно теперь восстанавливать заново.

Традиции подвержены как количественным, так и качествен­ным изменениям. В первом случае речь идет о расширении или сужении круга последователей, сторонников, поддерживающих традиции. Иногда та или иная традиция охватывает все населе­ние страны, а порой даже выходит за ее пределы, приобретая действительно глобальные масштабы. Таковы основные религи­озные учения — христианство, ислам, буддизм, некоторые поли­тические доктрины — либеральная демократия, социализм, кон­серватизм. Но люди могут и разочароваться, перестать поддер­живать определенные традиции. Примером тому служит судьба коммунизма и вообще левых традиций в конце XX в.

Что касается качественных изменений, то они затрагивают содержание традиции, когда на смену одним идеям, символам, ценностям приходят другие или когда одни объекты включаются в состав признанных традиций, а другие отвергаются. В области идей, образов и ценностей достаточно напомнить о влиянии Ре­формации на христианство или Второго Ватиканского собора на римский католицизм. Из современных примеров назовем изме­нения традиций лейбористской партии в Великобритании за пос­ледние годы; приуроченные к годовщине путешествия Колумба исторические коррективы, внесенные в идеализированные пред­ставления об открытии Америки; волну «ревизионистской» лите­ратуры, в которой Французская революция (377; 353) показана в совершенно новом свете. В области материальных объектов ил­люстрацией могут служить печатная машинка Оливетти Леттера или спортивный автомобиль Порше, включенные в коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке; одежда Элвиса Пресли, выставленная на аукционе в Сотби; советские военные ордена и медали, продающиеся на улицах Берлина, или пыльная старинная мебель, вытащенная с чердаков современных домов.

Почему происходят подобные изменения?

Отчасти они объясняются психологическими причинами, и прежде всего — свойствами человеческого разума — неустанного и скептического, жаждущего новизны и оригинальности, устрем­ленного к творчеству и новациям, наделенного воображением и фантазией. Рано или поздно любая традиция подвергается со­мнению, пересмотру, и в то же время открываются новые фраг­менты прошлого, которые признаются традиционными. К осо­бым случаям можно отнести такие, когда традиция подрывается новыми фактами, сталкивается с реальностью и оказывается не­верной или бесполезной. С XVII в. обоснование достоверности традиций стало правилом научной этики. Другой, менее экстре­мальный вариант заключается в том, что хотя традиция и не была фальсифицирована, но в радикально изменившихся социальных условиях она уже не отвечает нуждам и потребностям людей, ут­рачивает свою практическую функцию и потому отвергается.

Изменение традиций объясняется, кроме того, их множест­вом и неизбежными столкновениями друг с другом, причем это касается и тех из них, которые относятся к различным обществам или культурам, и тех, которые принадлежат одному и тому же обществу. Первые широко изучались социальными антрополога­ми. Речь идет прежде всего о столкновении традиций в связи с колониальными завоеваниями, а также о более мирных фор­мах культурных контактов между совершенно разными обще­ствами, в том числе о программах насильственной модерниза­ции (см. гл. 9). Почти всегда местные традиции подвергаются значительному воздействию извне, пересматриваются или смета­ются новыми, исчезая вовсе.

Соперничество традиций в рамках одного общества принима­ет различные формы. Чаще всего это несовпадение и противо­борство национальных или расовых традиций в многонациональ­ном или многоэтническом обществе, а также конфликты между традициями представителей разных классов или социальных страт. Подозрительность и неприязнь, которые низшие социальные слои испытывают к ценностям элиты, наиболее ярко проявляются в актах насилия во время социальных революций, когда поджига­ются королевские дворцы, разграбляются аристократические особ­няки, а в музеях устраиваются склады или казармы. Взаимная враждебность характерна и для региональных традиций. Нако­нец, весьма важное значение имеет глубокий водораздел, прохо­дящий между отдельными религиозными традициями.

Было бы, однако, упрощением думать, будто многочисленные традиции неизменно воюют друг с другом. Между ними могут устанавливаться и отношения взаимной поддержки. Так, поль­ское оппозиционное движение «Солидарность» свело воедино в несколько неожиданную, но, как позднее показала история, взрыв­чатую и эффективную смесь по меньшей мере три различные традиции: католицизм, польский национализм и стихийный со­циализм рабочего класса (последний, конечно, не тождествен официальной «социалистической» доктрине).

Столкновения или — реже — взаимная поддержка неизбежно влияют на каждую из традиций. Здесь многое зависит от того, насколько они различаются своей внутренней силой (степенью выраженности, широтой охвата и т.д.) или поддержкой со стороны властных структур (государств, армий, социальных движений). Обычно в ходе колониальных завоеваний, войн и прозелитских религиозных кампаний более слабая традиция размывается, под­вергается эрозии. Если местная традиция недостаточно сильна или внешняя вводится без особого нажима, то чаще всего наблю­дается культурное заимствование отдельных элементов послед­ней. Наконец, если силы примерно равны, то может иметь место слияние, синкретичный сплав различных традиций. Подробнее мы рассмотрим эти процессы в гл. 6.