6. Глобализация человеческого общества - От изоляции к глобализации

.

6. Глобализация человеческого общества - От изоляции к глобализации

К числу исторических тенденций, особенно характерных для современной эпохи, относится тенденция к глобализации. Она может быть определена как «ряд процессов, которые составляют единый мир» (341; 396). Общества становятся взаимозависимыми во всех аспектах — политическом, экономическом, культурном, и масштаб этих взаимозависимостей становится действительно глобальным. «Ни одна страна не является самодостаточным островом» (76; ix). Человечество больше не рассматривается как «ста­тистическая совокупность», философская или идеологическая категория; оно приобретает социологическую сущность, превра­щается в социальную целостность, охватывающую всех людей, живущих на земле. Сегодня можно говорить о глобальной струк­туре политических, экономических и культурных отношений, простирающихся за любые традиционные границы и связываю­щих отдельные общества в единую систему. О таком понимании человечества не могло быть и речи даже в сравнительно недав­нем прошлом. По словам Питера Уорслея, «до сих пор челове­ческое общество вообще никогда не существовало» (454; 1). Дан­ное онтологическое изменение находит отражение в эпистемоло-гическом статусе социологии. Сегодня вполне правомерно «вер­нуться к недавно введенному в нашу дисциплину положению о том, что первичными единицами анализа являются нация, обще­ство и культура» (363; 369). Большинство социологов разделяют мнение Норберта Элиаса, согласно которому социология возможна лишь как социология мирового сообщества (115).

Глубина изменений будет понятней, если сравнить два кон­трастных, полярных случая: один из исторического прошлого, а другой из исторического настоящего? В прошлом общество пред­ставляло собой чрезвычайно пеструю, разнородную мозаику, со­ставленную из изолированных социальных единиц, начиная от орд, племен, царств, империй и кончая еще относительно недав­но наиболее широко распространенной формой — национальным государством. Каждое из этих множественных или единич­ных политических образований имело независимую, самоподдерживающуюся и самодостаточную экономику, собственную куль­туру, сохранявшую свою уникальную идентичность, которая не пересекалась и была несоизмерима с остальными.

Современное общество являет собой совершенно иную кар­тину. В политической сфере имеют место наднациональные еди­ницы различного масштаба: политические и военные блоки (на­пример, НАТО), имперские сферы влияния (например, бывшего социалистического лагеря), коалиции правящих групп (например, «Большая семерка»), континентальные или региональные объеди­нения (например, Европейское сообщество), всемирные между­народные организации (в первую очередь ООН и ее специализи­рованные подразделения). Можно заметить также контуры все­мирного правительства, когда ряд важных функций выполняется наднациональными учреждениями (например, Европейский пар­ламент, Международный трибунал или Интерпол), и признаки растущей политической однородности. Процессы демократиза­ции в Латинской Америке, южной Европе и посткоммунистичес­ких странах свидетельствуют о том, что парламентская демокра­тия становится поистине «универсальной, доминирующей поли­тической формой на земном шаре» (139).

В экономической сфере усиливается значение наднациональ­ной координации и интеграции (EFTA, ЕС, ОРЕС), региональных и мировых экономических соглашений. Наблюдается глобальное разделение труда, увеличивается роль многонациональных и транс­национальных корпораций, причем некоторые из них обладают доходом, превышающим доход среднего национального государст­ва. Штаб-квартиры ряда подобных корпораций находятся в кон­кретных странах (например, «Ниссан» или «Тойота»), другие утра­тили национальные корни и действуют по всему миру, используя местные субсидии и т.д. (например, «Пепси-Кола», «Макдональдс», «Дженерал Моторс»), Это новые могущественные силы в мировой экономике. С кончиной планово-командной экономики рынок, похоже, становится «универсальным», единым экономическим механизмом, охватывающим весь мир. Отметим молниеносность, с которой финансовые рынки реагируют на события в отдель­ных, даже наиболее географически удаленных странах.

Наконец, в культуре также доминирует тенденция к едино­образию. Средства массовой информации, в частности ТВ, пре­вращают нашу планету в «большую деревню» (259). Миллионы людей становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, приобщаются к одному и тому же культурному опыту (олимпиады, рок-концерты), что способствует унификации их вкусов, восприятий, предпочтений. Все это фиксируется миро­выми информационными службами (CNN) и газетами («Herald Tribune»). Одни и те же потребительские товары распространяют­ся повсюду (феномен «кока-колизации»). Миграции, временная работа за границей, туризм обеспечивают непосредственное зна­комство с образом жизни, обычаями, нормами поведения в дру­гих странах. Складывается общий язык, причем английский язык берет на себя роль средства профессионального общения в нау­ке, технике, бизнесе, в области компьютерной техники, транс­порта, а также роль средства межличностного общения в путеше­ствиях или туризме. Компьютерная технология способствует раз­витию, углублению и другого направления унификации: одни и те же программы, используемые во всем мире, становятся еди­ным образцом организации и обработки данных и информации. Местные культурные традиции размываются, и, похоже, массо­вая потребительская культура западного типа становится «уни­версальной», распространяясь по всем странам и континентам.

Рассмотренные многомерные изменения побудили некоторых современных историков выдвинуть концепцию «глобальной ис­тории» (351). По их мнению, примерно с середины XX в. и осо­бенно в последние десятилетия тенденция к глобализации изме­нила фундаментальное качество исторических процессов. Где бы что-то ни происходило, оно находит отзвук по всему свету. На­циональный и даже региональный масштаб недостаточен; наци­ональные или региональные истории больше не имеют смысла. И ударение должно делаться на тех исторических процессах, ко­торые пересекают границы традиционных единиц анализа (госу­дарств, регионов, областей) и охватывают весь мир. Проще гово­ря, в глобальном мире история протекает иначе: у нее формиру­ются новые движущие силы, новые механизмы и новые направ­ления, и это нельзя игнорировать.

Данная концепция сформировалась сравнительно недавно, но задолго до нее уже предпринимались попытки проанализировать различные аспекты и тенденции глобализации.