Образы глобального мира и теории глобализма

.

Образы глобального мира и теории глобализма

«Глобальность является в сущности неизбежной проблемой современного мира» (341; 409). Она несет с собой как опасности, так и надежды, и люди должны это осознавать. Процесс глобали­зации охватывает все аспекты современной общественной жизни — экономические, политические, культурные, и данное обстоя­тельство фиксируется социальным сознанием. Появляются раз­личные новые образы мира, причем некоторые из них находят отражение в специфических концепциях глобализма или антиглобализма. Эти образы становятся независимыми причинными переменными, формирующими тенденции к глобализации, т.е. будучи порождением глобализации, они превращаются в ее де­терминанты.

Роланд Робертсон предложил недавно весьма примечательную типологию «образов мирового порядка» (341; 404—409). Он выде­лил четыре таких типа. Первый — «Глобальный Gemeinschaft I», в котором мир представлен в виде мозаики либо закрытых, огра­ниченных сообществ, либо равноправных и уникальных в своей институциональной и культурной упорядоченности, либо иерархи­ческих, с отдельными ведущими сообществами. В вычленении дан­ного типа в известной мере проявилось негативное отношение к глобализации, которое может перерасти в «антиглобализм». Эга­литарная («уравнительная») версия представлена классической социальной антропологией, провозгласившей культурный реля­тивизм; иерархическая — в концепции Китая как Срединного Царства в центре мира и в ряде исламских доктрин. Недавно она была обновлена в фундаменталистских движениях, которые «при­зывают к восстановлению своих исконных социальных сообществ, полагая при этом, что остальной мир должен быть закрытым и не Представлять угрозы «лучшему» устройству» (341; 407).[

Второй тип — «Глобальный Gemeinschaft II». Он отражает единство человеческого рода и олицетворяет собой глобальное сообщество, или «всемирную деревню», предполагая общеплане­тарный консенсус в вопросах, касающихся ценностей и идей. Это. скорее, перспективная, а не описывающая реальности точка зре­ния; подобное видение уже существовало в форме древней идеи Царства Божия на земле и недавно возродилось вновь в различ­ных экуменических движениях. Речь идет в первую очередь об обращении Римской католической церкви ко всему человечеству по поводу «евангелизации», а также о восточно-азиатской, в част­ности японской, религиозной ориентации. Сюда же можно отне­сти всемирное движение за мир и экологическое движение. Дру­гой интересной областью, где можно обнаружить схожий тип, является международная безопасность. Нейл Смелзер отметил «эволюцию в понимании и символическом обозначении, напри­мер, тех международных границ, которые нельзя переступить, не вызвав угрозы ядерного уничтожения всего мира, тех механиз­мов, которые имеются в нашем распоряжении и позволяют вый­ти из состояния конфронтации, не уронив собственного досто­инства» (363; 369—394).

Третий тип — «Глобальный Gesellschaft I». Он дает представ­ление о мире как мозаике взаимно открытых суверенных нацио­нальных государств, включенных в процесс интенсивного эко­номического, политического и культурного обмена. По эгалитар­ной («уравнительной») версии многочисленные партнеры явля­ются политически равными участниками взаимовыгодного сотруд­ничества, а иерархическая версия отстаивает важность лидирую­щих обществ-гегемонов («большой власти»), обеспечивающих стабильность в мире.

Наконец, четвертый тип — «Глобальный Gesellschaft II». Об­раз этого типа предполагает унификацию национальных государств под эгидой некоего мирового правительства. Это может быть как наднациональное политическое объединение, так и федерация. Данный тип мирового порядка, приверженцами которого до не­давнего времени были либералы, а также марксисты, вновь находится в центре политических дебатов, в частности по поводу трансформации Европейского сообщества от экономической ин­теграции к более политизированным ее формам. Споры и кон­куренция между этими типами образов и идеологий составляют существенную часть современной интеллектуальной полемикиЧасть II Три великих видения истории