Огюст Конт и идеалистическая концепция эволюции

.

Огюст Конт и идеалистическая концепция эволюции

Основатель социологии О. Конт считал: для того, чтобы/ по­нять современную эпоху] необходимо поместить ее в более ши­рокий исторический контекст и рассматривать просто как фазу на долгом пути человеческой истории. Индустриально-урбанис­тическое капиталистическое общество — не случайность, а есте­ственный, необходимый продукт предыдущих процессов. Невоз­можно дать адекватное объяснение, что-либо предсказать и дать практические рекомендации относительно любого современного феномена без реконструкции всей предшествующей истории.

Конт пытался сделать это с помощью знаменитого «закона трех стадий». Он считал, что движущая сила исторических изме­нений обнаруживается в области мысли и духа: в тех способах, при помощи которых люди постигают реальность, в методах, ко­торые они применяют, чтобы объяснить, предсказать и управлять миром. Качество и количество знаний, которыми обладает обще­ство, постоянно растут. Эта основная черта общества определяет все другие аспекты социальной жизни — экономические, поли­тические, военные. (Человеческий род в своей истории проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. На первой стадии люди заклинают сверхъестественные существа и силы, словно те ответственны за земные события. Вначале это духи или души, находящиеся внутри предметов, растений, жи­вотных (фетишизм, анимизм), затем — многочисленные боги, ответственные за различные фазы жизни (политеизм), и наконец единый всемогущий бог (монотеизм). Данный период характери­зуется доминированием военного образа жизни и широким рас­пространением института рабства.(Вторая, метафизическая, ста­дия наступает тогда, когда люди заменяют богов абстрактными причинами и сущностями, фундаментальными принципами ре­альности, воспринимаемыми разумом. Идеи суверенитета, уза­коненного права и легитимного правительства доминируют в по­литической жизни. На третьей, позитивной, стадии люди обра­щаются к законам, основанным на эмпирической очевидности, наблюдении, сравнении и эксперименте) Это век науки и про­мышленности. Достигнув позитивной стадии, развитие оконча­тельно становится открытым. Резервуар человеческих знаний постоянно пополняется. Наука вечно движется вперед, все более приближаясь к познанию реальности, но так никогда и не дости­гая полной и окончательной истины. «Такова история изменений в сознании и обществе, которые совпадают и отражают друг дру­га» (281; 197) ^Эволюция, таким образом, представляет собой преж­де всего эволюцию методов получения и накопления знаний.

затем — многочисленные боги, ответственные за различные фазы жизни (политеизм), и наконец единый всемогущий бог (монотеизм). Данный период характери­зуется доминированием военного образа жизни и широким рас­пространением института рабства.(Вторая, метафизическая, ста­дия наступает тогда, когда люди заменяют богов абстрактными причинами и сущностями, фундаментальными принципами ре­альности, воспринимаемыми разумом. Идеи суверенитета, уза­коненного права и легитимного правительства доминируют в по­литической жизни. На третьей, позитивной, стадии люди обра­щаются к законам, основанным на эмпирической очевидности, наблюдении, сравнении и эксперименте) Это век науки и про­мышленности. Достигнув позитивной стадии, развитие оконча­тельно становится открытым. Резервуар человеческих знаний постоянно пополняется. Наука вечно движется вперед, все более приближаясь к познанию реальности, но так никогда и не дости­гая полной и окончательной истины. «Такова история изменений в сознании и обществе, которые совпадают и отражают друг дру­га» (281; 197) ^Эволюция, таким образом, представляет собой преж­де всего эволюцию методов получения и накопления знаний.