Нужно ли писать исследовательскую программу

.

Нужно ли писать исследовательскую программу

Мы замысливаем новый проект. Нужно ли писать программу наше­го исследования? То есть не просто обдумывать, набрасывая нечто "на коленке", а буквально - делать специальный проектный текст? Любой из нас, не задумываясь, скажет: "Конечно, нужно!" А мно­гие ли это реально делают, обстоятельно и добросовестно, если, разумеется, того не требует начальник, спонсор или научный руко­водитель? Таких "героев" придется искать, и поиск, боюсь, будет мучителен и долог.

Интересно, что в советское время исследовательские програм­мы писались очень подробным образом. По молодости лет мне не довелось участвовать в написании подобных документов, но приходилось листать увесистые тома с весьма детальным описанием того, что люди планируют делать. Конечно, это шло по административно-командной линии, но помимо бюрократических маразмов подобная работа содержала ценные элементы общей профессиональной культуры.

Сегодня, к счастью, административных требований по поводу программной работы во многих случаях не предъявляется. Так зачем же писать исследовательскую программу, если на этот счет нет никаких предписаний, если, как нам кажется, без этого можно обойтись, сэкономить драгоценное время? Прежде всего для того, чтобы самим понять, что и как мы собираемся делать. Нам кажется, что в голове у нас все разложено по полочкам. Но слишком часто это оказывается самообманом, который с легкостью рассеивается, стоит только начать писать. Как только у нас возникает желание изложить нашу (безусловно, замечательную) идею так, чтобы это было понятно не одному только автору, происходит столкновение с массой мелких трудностей. Выясняется, что в нашем плане слиш­ком много прорех, которые появляются при первых же попытках ответить на самые наивные профессиональные вопросы.

Начиная первые проекты, я убедился, что нет ничего полезнее, чем описание общего замысла на двух стандартных страни­цах - в жесткой форме, т.е. кратко и понятно. Для того чтобы выполнить подобное "упражнение", не говоря уже о написании полной программы, нужно многое продумать и для себя решить. Иными словами, исследовательская программа-это дисциплинирующий документ, который заставляет нас собрать вместе собственные мысли и разложить инструменты перед готовящейся исследовательской операцией'.

У программного документа, впрочем, есть и другая важная функция - объяснить умным людям свои намерения. Разумеется, если мы хотим получить дельный совет, а не морочить голову и демонстрировать свою "крутизну". Схватить кого-то за пуговицу в коридоре и объяснять битых полчаса человеку, который первый раз слышит о нашем проекте, что мы собираемся делать, - значит, без особой пользы тратить время свое и чужое. Умные люди - занятые люди, они завалены десятками разных дел, да и воспри­нимать на слух чужие построения - не самая благодарная задача (тем более, что есть люди, которые вообще предпочитают читать тексты, нежели слушать). Конечно, нас вежливо выслушают, но дело может тем и кончиться. А ведь совет нам не повредил бы. особенно в самом начале исследования, когда каждый шаг может обернуться выигрышем или потерями. Мы кровно заинтересованы в том. чтобы не держать идею в голове и не дожидаться окончания исследования, когда нам уже никто не в состоянии помочь. Несомненно, лучший способ предохраниться от нелепостей и случайностей - это обсуждение наших планов, из чего вытекает следующее правило.

' Описание того, как подходить к составлению исследовательской програм­мы, см. также: Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995. С. 42—80. Среди других источников см., например: Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф-Э. Шерегн и М.К. Горшкова, М.: ИНТЕРПРАКС, 1996. С. 17-23.