Эмиль Дюркгейм и социологическая концепция эволюции

.

Эмиль Дюркгейм и социологическая концепция эволюции

Французский классик социологической мысли Э. Дюркгейм был последовательным антиредукционистом, ибо отказался искать причины социальных феноменов где бы то ни было, кроме как в области особой социальной реальности (своеобразных «со­циальных фактов»). Такая ориентация отчетливо выражена в его взглядах на социальную эволюцию, которые он изложил в ран­ней работе «О разделении общественного труда» (99). Основное направление эволюции Дюркгейм усматривал в том, что с тече­нием времени в обществе все более углубляется разделение тру­да, усиливается дифференциация задач, обязанностей и ролей по роду занятий. Эта тенденция связана с демографическими факто­рами. Рост населения приводит к увеличению физической «плот­ности» и усиливает «плотность» моральную, т. е. интенсивность контактов, сложность социальных связей или, короче говоря, каче­ство социальных уз. Следуя идее Спенсера, (Дюркгейм сконструи­ровал дихотомическую типологию обществ, основанную на различ­ном качестве социальных связей: «механическую солидарность», которая коренится в неразвитости и сходстве индивидов и их функ­ций; и «органическую солидарность», в основе которой лежат вза­имозависимость, кооперация и взаимодополняемость большого разнообразия ролей и занятий^ Причем типологию он рассматри­вал в хронологической последовательности, имеющей начальную и конечную точки социальной эволюции: история движется от «механической солидарности» к «органической». Полярные типы могут быть представлены в схематическом виде (табл. 7.2).