Фердинанд Теннис и эволюция без прогресса

.

Фердинанд Теннис и эволюция без прогресса

Сходную типологию можно найти в знаменитом трактате Тенниса «Gemeinschaft und Gesellschaft». Личные, интимные, пер­вичные социальные связи, характерные для «общины», пре­вращаются в безличные, опосредованные, вторичные и чисто

Таблица  7.2 Сопоставление механической и органической солидарности

 

Черты

Механическая солидарность

Органическая солидарность

 

Характер актив­ности. Главные социальные связи

Сходная, единообразная мораль и религиозное сознание

Высоко дифференцированный. Взаимодополняемость и взаимозависимость

 

Положение индивида

Коллективизм, сосредоточенность на группе, общности

Индивидуализм, сосредоточенность на автономии индивида

Экономическая структура

Изолированные, автаркические, самодостаточные группы

Разделение труда, взаимная зависимость групп, обмен

Социальный контроль

 

Репрессивное право, уголовные наказания (уголовный кодекс)

Охранительное право, защитные контракты (гражданский кодекс)

инструментальные контакты в современном «обществе». Бо­лее подробно направление эволюции представлено на схеме (табл. 7.3)

Уникальность подхода Тенниса заключается в его критичес­ком отношении к современному обществу и в ностальгии по уте­рянному в общинной жизни. В отличие от других эволюционис­тов, он не отождествлял эволюцию с прогрессом. С его точки зрения, эволюция противоречит нуждам людей и приводит к ухуд­шению, а не к улучшению человеческого бытия.

Положение индивида

Коллективизм, сосредоточенность на группе, общности

Индивидуализм, сосредоточенность на автономии индивида

Экономическая структура

Изолированные, автаркические, самодостаточные группы

Разделение труда, взаимная зависимость групп, обмен

Социальный контроль

 

Репрессивное право, уголовные наказания (уголовный кодекс)

Охранительное право, защитные контракты (гражданский кодекс)

инструментальные контакты в современном «обществе». Бо­лее подробно направление эволюции представлено на схеме (табл. 7.3)

Уникальность подхода Тенниса заключается в его критичес­ком отношении к современному обществу и в ностальгии по уте­рянному в общинной жизни. В отличие от других эволюционис­тов, он не отождествлял эволюцию с прогрессом. С его точки зрения, эволюция противоречит нуждам людей и приводит к ухуд­шению, а не к улучшению человеческого бытия.