Правило 18. Исследование - это не свободное дви­жение, руководимое по ходу интуицией. Оно органи­зуется как изначально нацеленный процесс.

.

Правило 18. Исследование - это не свободное дви­жение, руководимое по ходу интуицией. Оно органи­зуется как изначально нацеленный процесс.

"Ах, - воскликнут здесь особо впечатлительные особы, - при таком подходе мы ведь многое заведомо теряем'" Да, теряем. Но нельзя объять необъятное, а стремление к этому - плод излишних амбиций. Надо быть скромнее. Не упустим ли мы что-нибудь' очень существенное? Можем и упустить. Исследование - процесс, сопряженный с немалым риском. Но будем надеяться, что нечто главное мы сумеем удержать. В любом случае это зависит прежде всего от нас самих, а не от настроения респондента.

Предвижу вопрос: а если мы столь мало знаем об объекте, что еще не в состоянии сформулировать значимые вопросы я. завязать сколь - либо содержательный диалог с респондентом» как быть в этом случае? В этом случае, - отвечаем мы, - исследование' (пока) невозможно. Не надо отождествлять всякий выход в поле с исследовательским процессом. Последний требует изрядной подготовки - продумывания идеи, ознакомления с предыдущими' исследованиями, выстраивания схем.

Ну, может быть, хватит об этом? Сколько можно говорить о тривиальных вещах, да еще постоянно иронизируя? Клянусь, я бы не стал этого делать, если бы время от времени не слышал юношей] и девушек, которые с большим энтузиазмом рассказывали о своем будущем исследовании. А в ответ на наивный вопрос, могут ли они показать схему интервью и написанный опросник, недоуме­вали: "Зачем, я уже договорился(ась) здесь и там, будет такой интересный материал... А в голове-то у меня все это есть..."

роцесс, сопряженный с немалым риском. Но будем надеяться, что нечто главное мы сумеем удержать. В любом случае это зависит прежде всего от нас самих, а не от настроения респондента.

Предвижу вопрос: а если мы столь мало знаем об объекте, что еще не в состоянии сформулировать значимые вопросы я. завязать сколь - либо содержательный диалог с респондентом» как быть в этом случае? В этом случае, - отвечаем мы, - исследование' (пока) невозможно. Не надо отождествлять всякий выход в поле с исследовательским процессом. Последний требует изрядной подготовки - продумывания идеи, ознакомления с предыдущими' исследованиями, выстраивания схем.

Ну, может быть, хватит об этом? Сколько можно говорить о тривиальных вещах, да еще постоянно иронизируя? Клянусь, я бы не стал этого делать, если бы время от времени не слышал юношей] и девушек, которые с большим энтузиазмом рассказывали о своем будущем исследовании. А в ответ на наивный вопрос, могут ли они показать схему интервью и написанный опросник, недоуме­вали: "Зачем, я уже договорился(ась) здесь и там, будет такой интересный материал... А в голове-то у меня все это есть..."