Лестер Уорд (1841—1913) и эволюция эволюции
.Лестер Уорд (1841—1913) и эволюция эволюции
Очень интересная идея была выдвинута американским классиком теории эволюции Лестером Уордом в его «Динамической социологии». Уорд заявлял, что сам механизм эволюции не постоянен, а изменяется с течением времени. Наиболее существенно разграничиваются период стихийной естественной эволюции («генезис») и относительно недавно возникший период сознательной, целенаправленной эволюции («телезис»). Последний уникален по своей природе, так как формируется на основе сознательного стремления людей. Если быть более точным, то эволюция начинается как «космогенезис», охватывающий всю Все-
Таблица 7.3 Сравнение «Gemeinschaft» и «Gescllschaft»
Черты
|
«Gemeinschaft»
|
«Gescllschaft»
|
Социальные отношения
|
Родство
|
Экономический обмен
|
Типичные институты
|
Семья
|
Государство и экономика
|
Образ индивида
|
Образ «Я»
|
Личность, гражданин
|
Форма богатства
|
Земля
|
Деньги
|
Тип законодательства
|
Семейное право
|
Право контракта
|
Основные институты
|
Деревня
|
Город
|
Социальный контроль
|
Обычаи, нравы, религия
|
Закон и общественное мнение
|
ленную. В определенный момент появляется новый феномен — жизнь, и возникает новый эволюционный механизм — «биогенез», дополняющий «космогенезис». С появлением человеческих существ наряду с первыми двумя начинает действовать еще один механизм, коренящийся в разуме и сознании, — «антропогенез». Наконец, люди организуются в общество, и с этого времени к трем предыдущим прибавляется новый механизм социальной эволюции — «социогенез». Все четыре механизма действуют сообща, управляя накладывающимися друг на друга процессами разного происхождения: космогенезис, биогенез, антропогенез и социогенез. На последних двух фазах эволюция делает новый поворот. Планирование, предвидение, конструирование будущего обеспечивают совершенно новые возможности социальных изменений. Эволюция протекает на более высоких уровнях и становится более многомерной и гуманизированной (146).