Г л а в а  3 ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ПИСЬМЕННЫХ ТЕКСТОВ(ОТЧЕТЫ, СТАТЬИ, УЧЕБНЫЕ ЭССЕ)

.

Г л а в а  3 ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ПИСЬМЕННЫХ ТЕКСТОВ(ОТЧЕТЫ, СТАТЬИ, УЧЕБНЫЕ ЭССЕ)

Легко ли придумал» заголовок. - Нужен ли предварительный план работы. - О чем писать во введении и заключении. - Как построить основной текст. - Чего не хватает в наших аргументах. - Типичные ошибки в письменных текстах. - Что можно посоветовать по форме изложения. - От чьего лица говорить. - Как выбрать жанр работы. - Сколько раз нужно редактировать текст. - Как построить отношения с профессиональным редактором.  

 

Продолжаем разговор о простых вещах, которые мы прекрасно знаем, но почему-то никак не начнем применять. Предположим, мы не только составили программу исследования, продумали весь проект, но и (с легкостью или ценою нечеловеческих усилий) провели полевые исследования. Успешно завершен также и анализ полученных данных. Приближается долгожданный момент - написания первой работы: аналитического отчета, журнальной статьи, учебного эссе. Ниже читатель найдет несколько советов и рекомендаций по соблюдению "правил приличия" в этом благородном деле. Начнем с правил построения итоговой работы, а в одной из следующих глав познакомимся с правилами ее оформления.

С первых строк оговоримся, что абсолютно универсальных канонов, связанных с подготовкой письменной работы, быть не может, особенно если речь идет об учебных требованиях, - они могут варьироваться в зависимости от заведения, конкретного курса, отдельного преподавателя. Мы же попробуем сосредоточиться на общих правилах или наиболее целесообразных приемах1.

Возьмем для простоты пример учебной работы - реферата, эссе, курсовой, понимая, что большинство правил относится к любому письменному тексту. Каждая такая работа должна включать четыре обязательных части:

* титульный лист;

* оглавление;

* собственно текст;

* библиографию.

Иногда к ним добавляется аннотация (как правило - в пределах 200 слов). Работы также нередко оснащаются разными приложениями, но это зависит от характера материала. Что же касается перечисленных четырех частей, то их можно считать обязательными.

____________________________________

1 Есть немало западных работ, посвященных данному предмету. См., напри-1 мер: Вес^ег Н.8. УУгШпа Гог 5ос1а1 5с1еШ1з15. СЫсз^о; Ъ.: ТЬе ишуегв^у оГ СЫсаво-Ргеа, 1986; ВгШоп 3., е1 а1. ТЬе Оеуе1ортеп1 оГУгШпе АЬШгу. I.: МастШап, 1975;;

Е1Ьо^1 Р. Уп1тв ^КЬ Роуег: ТесЬтяиез Тог Маз^еппе 1Ье ^пИп^ Ргосе&х. М.У.: ОхГогД ишуегхНу Ргевз, 1981; 2,1п55ег И< Оп ^Шше ^Уе11: Ал 1пГоппа1 Ошс1е Ю ^п1Ш6 1^опГ1с1юп. НУ.: Нагрег апс1 Ко^, 1980, Среди российских работ см., например:, Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник ддя вузов. С. 228—235.