8. Неоэволюционизм -  Возрождение эволюционизма

.

8. Неоэволюционизм -  Возрождение эволюционизма

В 50-х годах, после периода критики, отрицания и забвения, социологический эволюционизм вновь оказался в центре дискус­сий. При этом он обратился к новым интеллектуальным источ­никам, вобрал в себя новые направления и в таком пересмотрен­ном виде возродился в качестве влиятельной школы теории со­циальных изменений вплоть до наших дней.

Неоэволюционисты искали новые основания, пытаясь опе­реться не на философию или историю, а на конкретные эмпири­ческие дисциплины, которые имеют дело с социальными изме­нениями, в частности на палеонтологию, археологию, культур­ную антропологию, этнологию и историографию. Эти отрасли знания расцвели в XX в., и неоэволюционизм решил воспользо­ваться их достижениями. По словам Герхарда Ленски,

«основные контуры истории человечества, начиная с раннего палеолита и брон­зового века, теперь ясны. Они могут быть описаны лишь в терминах теории развития: очевидны рост человеческой популяции, наличие людей в самых отдаленных районах земного шара, как очевидны и усложнение техники, рас­ширение производства все более надежных товаров и накопление капитала. Что касается социальной системы, то она с течением времени становится более комплексной, дифференцированной, урбанистической и сильной» (236; 551).

Аналогичной точки зрения придерживался Талкотт Парсонс. «Достижения в биологии и социальных науках позволяют считать общество и культуру частью эволюции живых систем» (325; 2). Эволюция — не миф, заявляют представители неоэволюциониз­ма, поскольку она подтверждается реальностью. Но изучать ее нужно не при помощи умозрительных спекуляций, а научными методами с учетом серьезной критики в адрес классического эво­люционизма, с использованием последних достижений общест­венных дисциплин, включая социологию.

В результате (неоэволюционизм заметно дистанцируется от классического эволюционизма. Во-первых, центр научных интересов смещается от эволюции человеческого общества в целом к процессам, протекающим в отдельных цивилизациях, культурах, сообществах (племенах, национальных государствах и т.д.). Во-вторых, основное внимание направляется на причинный меха­низм, а не на последовательность необходимых стадий. Другими словами, главное значение придается объяснению, а не типоло­гическим схемам. В-третьих, при анализе эволюции используют­ся категориальные, описательные термины, что же касается оце­нок и аналогий с прогрессом, то их стараются избегать. В-четвер­тых, сторонники этого направления формируют свои взгляды в виде гипотез, предположений, а не прямых утверждений. В-пя­тых, изучая социальную эволюцию, ученые принимают в расчет достижения биологических