Джулиан Стюард и концепция многолинейной эволюции

.

Джулиан Стюард и концепция многолинейной эволюции

Другой американский антрополог, Джулиан Стюард  в книге «Теория культурных изменений» (375) предпринял еще более ре­шительный шаг в сторону от ортодоксального эволюционизма. Он читает, что закономерности исторических изменений «сред­него уровня» нужно изучать на различных культурах, а не на един­ственной, всеобщей культуре человечества. Исследования XX века накопили массу свидетельств того, что частные культуры значительно отличаются друг от друга и не проходят через строго ли­нейные стадии» (375; 28).

Культуры рассматриваются как дискретные протяженнос­ти, которые занимают различные экологические ниши и при­обретают определенные формы, адаптируясь к тем или иным условиям. Центр внимания смещается и переносится на раз­личия между культурами, которые выявляются в ходе сравни­тельных исследований, а также на внутреннее разнообразие компонентов культуры и их измерение. Культуры отличаются одна от другой, и компоненты каждой из них также отличают­ся друг от друга.

Эволюция охватывает все подобные конкретные протяжен­ности, будь то отдельные культуры или целые культурные поля, но в каждом случае процесс протекает по-своему, подчиняясь действию специфических механизмов. Следовательно, эволюци­онные изменения многоплановы, мультилинейны, причем эта мультилинейность имеет два смысла. Речь идет об эволюции, во-первых, в разных обществах, поскольку они находятся в уникаль­ных, особых условиях, и, во-вторых, в различных культурных полях (экономике, политике, искусстве, законодательстве и т.д.), где она происходит специфическим образом и под действием раз­личных механизмов. Концепция «мультилинейной эволюции» «интересна в исследовании локальных культур, хотя и здесь вместо выявления местных особенностей и тревожных фактов, побужда­ющих расширять рамки изучения и идти от частного к общему, она ограничивается проведением параллелей между формами, функциями и т.д., которые обосновываются эмпирически. То, что теряется в универсальности, обретается в конкретности и специ­фичности» (375; 19).

Определение и анализ параллелей составляют предмет кон­цепции мультилинейной эволюции.

При всем многообразии эволюционных изменений в их осно­ве лежат несколько общих причин, среди которых на первый план выступают технико-экономические факторы, играющие в социу­ме стратегическую роль. Но, вообще говоря, это еще не техноло­гический детерминизм в строгом смысле. Главенствующая роль технологии и экономики имеет, скорее, вероятностный характер. Просто трансформация общества чаще всего зависит от техноло­гических и экономических институтов, реже — от некоторых ас­пектов социокультурной организации и еще реже — от идеоло­гии.

Культурная основа — это совокупность черт, тесно связанных с поисками средств к существованию и экономическими установками. Она имеет также социаль­ные, политические и религиозные аспекты, связь которых с этими установка­ми определяется эмпирическим путем. Другие черты могут быть чрезвычайно разнообразными, поскольку они гораздо слабее связаны с основой. Эти позд­нейшие, или вторичные, черты в значительной мере обусловлены сугубо куль­турно-историческими факторами — случайными новациями или заимствова­нием культурных образцов, но именно они обусловливают внешние различия культур со сходной основой (375; 37).

В иерархии причин, вызывающих изменения, технико-эко­номическая сфера чаще всего является главной; политика обыч­но оказывается на периферии, а идеология, как правило, бывает лишь вторичной. Говорить о заметных эволюционных сдвигах и появлении новых культурных типов можно только при условии трансформации технологии и экономики. «В течение тысячеле­тий различные культуры претерпели невероятные изменения, при­способившись к тем требованиям, которые выдвигали новые технологии и экономические условия» (375; 37). В истории человечества определяющее направление эволюции характеризуется возрастающей структурной сложностью («социокультурной ин­теграцией») единиц, вовлеченных в коллективное действие: от семьи на ранних этапах к государствам в современный период. Это представлено на рис. 8.1.

Интересную критику теории Стюарда дал Энтони Смит. Он отметил, что, во-первых, культурное разнообразие обществ боль­ше, чем превышает разнообразие условий их естественного окру­жения (экологических ниш). Следовательно, какие-то различия можно объяснить наличием неких автономных внутрикультур-ных механизмов развития; во-вторых, степень доминирования экологических и технико-экономических факторов зависит от фазы эволюции. Формы правления, религии и искусства могут выпол­нять более самостоятельную роль. «Чем больше развито общест­во, тем сильнее окружение стремится ограничить культурное раз­нообразие и изменения» (365; 48). Таким образом, схема Стюарда приобрела временное измерение.