Маршала Салинс и Е. Сервис: разделение общей и специфической эволюции

.

Маршала Салинс и Е. Сервис: разделение общей и специфической эволюции

В книге «Эволюция и культура» (350/Салинс и Сервис пред­приняли попытку отстоять одну из главных тем классического эволюционизма и связать ее с открытиями новой эволюционной теории/«0бщая эволюция» может изучаться на высочайшем уровне абстракции как единое направление развития человечества, в ко­тором постоянно возникают новые культурные типы. В рамках такой эволюции наблюдается рост адаптивности и системной слож­ности, повышение уровня организации. «Специфическая эволю­ция», напротив, затрагивает конкретные пути, следуя которым новые культурные типы адаптируются к специфическому окру­жению. С этой точки зрения, общества обнаруживают значитель­ные созидательные потенции, что в результате приводит к боль­шому разнообразию культур. Как утверждают указанные авторы, даже хорошо адаптированная культура испытывает внешнее воз­действие. Да, ее «первоначальный замысел» совершенствуется в определенном направлении, ее окружение точно определено, то, как она будет действовать, установлено окончательно. Все это обеспечивает ее индивидуальность, уникальность, придает ей силу, но, вместе с тем, может порождать и ее слабость.

/«Общая» и «специфическая» эволюции могут вступать в проти­воречие. Если первая предполагает усиление независимости и гос­подства над собственным окружением в качестве предпосылки к будущей адаптивности, то задача второй — максимально приспо­собиться к конкретному окружению У «Общество и культура могут так хорошо приспособиться к своей экологической нише, что утра­тят способность к инновациям, необходимым для достижения бо­лее высоких уровней технологической и социальной организации» (365; 47). В результате вместо изменений наступает стагнация.