Стоит ли развлекать аудиторию

.

Стоит ли развлекать аудиторию

Я уже упоминал о существовании искусства "перебивок' которые призваны переключать внимание аудитории или попросту позво­ляют ей немного расслабиться, чтобы потом с новой силой наки­нуться на предлагаемый материал. С этой целью приводятся всякие примеры или рассказываются подходящие к случаю истории. В свое время на экономическом факультете Московского государственного университета профессор Э. Крылатых, преподававшая редкий по занудливости предмет - планирование народного хозяйства, в середине каждой лекции прерывалась и рассказывала студентам какой-нибудь анекдот, причем довольно-таки фривольный (на грани фола, но эту грань не переходя). Делалось это намеренно, чтобы слушатели немного передохнули. Студенты уже об этом знали и каждый раз ожидали следующего анекдота. Отчасти поддерживая это начинание, я тем не менее не считаю, что был избран идеальный вариант. Поскольку анекдоты не были даже отдаленно связаны с содержанием лекции, то все это выглядело как милый, но несколько искусственный лекторский прием. А подлинное искусство заключается, видимо, в том, чтобы наши задумки не воспринимались как технические приемы, а были вплетены в ткань общего разговора и помогали цепляться за мысль. Поэтому, понимая всю важность "перебивок", я предпочитаю вместо анекдотов - выдуманных историй, не имеющих прямого отношения к делу, рассказывать "байки", т.е. реальные истории из жизни, которые иллюстрируют нашу мысль и позволяют нам донести ее до слушателей в более свободном, внеконцептуальном виде. А заодно снять лишнее напряжение.

Привлечь внимание аудитории сегодня - дело отнюдь не легкое. Слушать других людей всегда считалось трудным занятием. А нынешний слушатель пресыщен разного рода информацией и не заводится с полоборота. Поэтому, конечно, нужны особые усилия по стимулированию интереса присутствующих. Но жела­тельно и в этом благородном деле соблюсти чувство меры.