Герхард и Жан Ленски: эколого-эволюционный подход

.

Герхард и Жан Ленски: эколого-эволюционный подход

Авторы определяют свою главную перспективу, ссылаясь на биологические науки:

Он (неоэволюционизм. — Ред.) разделяет огромный интерес эволюционного подхода в биологии к процессам изменения, — особенно к базисным, долго­срочным, знаменующим собой развитие, и к адаптивным изменениям — к родственным процессам конкуренции и конфликта. С экологическим подхо­дом в биологии он разделяет интерес к отношениям взаимозависимости внут­ри и между популяциями, а также к взаимодействию популяций с их окруже­нием (237; 23).

По мнению Г. и Ж. Ленски, человеческая история не являет­ся «хитросплетением событий, лишенным каких-либо смысло­вых связей» (237; 76). Напротив, в ней «со всей очевидностью просматривается наличие долгосрочных тенденций» (236; 554).

Наиболее значительную роль играют технологические изме­нения. Несмотря на имеющие иногда место периоды техничес­кого застоя («техностазиса») и регрессии, основу социокультур-ной эволюции составляют «технологическое развитие и его пос­ледствия» (237; 79). Суть технологического развития сводится к изменению диапазона и качества информации, пригодной для управления окружающим миром. «Я склонен полагать, что в основе всех или большинства тенденций лежит одна, объяс­няющая остальные. Эта тенденция — рост объема информа­ции, которой располагает человечество, особенно той, которая необходима ему для воздействия на материальный мир, т. е. тех­нологии» (236; 555).

Человеческий вид выделился из мира животных благодаря прорыву в сфере передачи знаний и в совместном использовании информации. Основная часть информации передается на генети­ческом уровне, но ее высшие формы усваиваются индивидуаль­но. ,На смену знаковой коммуникации, т. е. общения с помощью знаков, приходит символьная коммуникация, т. е. общение с по­мощью символов, которые используются для кодирования, хра­нения информации и обмена ею с теми, чье непосредственное присутствие необязательно. Стало необязательным и непосред­ственное совпадение и во времени (информация передается от одного поколения другому). «Системы символов обеспечили человечество принципиально новым способом связи и адаптации к биофизическому миру... Они явились функциональным аналогом генетических систем» (237; 18). Похоже, что в будущем количест­во и качество информации, доступной человечеству, позволит ему взять собственную эволюцию под сознательный и целенаправ­ленный контроль. Это станет венцом процесса «эволюции эво­люции» и обеспечит постоянное совершенствование самих ее механизмов.

Все остальные аспекты социальной жизни также тесно связа­ны с характером технологии. «Решения технологических проблем определяют диапазон и тех решений, которые общество может найти для других проблем» (237; 80). Предлагая следующую це­почку детерминации «технология — экономика — политика — распределительная система» (234; 436), авторы считают такой ва­риант одним из возможных и допускают существование обрат­ных связей — от других сфер общества к технологии. Но в целом «технологическое развитие является главной детерминантой со­вокупности глобальных тенденций — в популяции, языке, соци­альной структуре и идеологии. Оно определяет человеческую ис­торию» (237; 10). Так, технология служит главным критерием де­ления истории человечества на стадии, или эволюционные фазы: охота и собирательство (до 7 тыс. до н.э.); выведение плодовых культур (с 7 тыс. до 3 тыс. до н.э.); развитие сельского хозяйства (с 3 тыс. до 1800 н.э.) и промышленности (с 1800 н.э.). В зависи­мости от местных природных условий могут возникать альтерна­тивные линии эволюции, ответвляющиеся от основного направ­ления. Некоторые общества могут создавать эквивалентные, но отличные от глобальной технологии, действующие с той же эф­фективностью, которая измеряется следующим образом: «стои­мость общественного валового продукта, деленная на человечес­кую энергию, затраченную на его производство» (234; 93). Типо­логия обществ представлена на рис. 8.2.