Правило 75. Национальная специфика теории опреде­ляется не типом используемых инструментов, а типом решаемых задач.

.

Правило 75. Национальная специфика теории опреде­ляется не типом используемых инструментов, а типом решаемых задач.

Главное не то, чем мы пользуемся, а то, что мы делаем- Если мы работаем на японской технике, это не означает, что мы получим японский продукт. Все зависит от наших идей и наших рук.

Именно такое понимание дает нам шанс на организацию "встречного потока" теоретических обобщений по отношению к западному потоку7. Это не означает непременных попыток бить влет, не разбирая, все непонятное, что появляется "с той стороны". Куда вернее поймать мяч, технично его обработать и послать назад, завязав игру-диалог. Пока подобный диалог не завязывается, ибо один поток идет в наши ворота, не встречая никаких защитных порядков, а наш “встречный поток" устремляется в никуда. Причем каждый предпочитает пробиваться один, не владея культурой изящного паса и комбинационной коллективной игры.

Что означает создание национальной теории? Каким требованиям она должна отвечать? Национальная теория должна обладать свойством распознаваемости. Оно включает два непременных условия. Ее продукт должен быть оригинален и одновременно понятен для других. Первое требование связано с необходимостью формирования специфических стилей мышления. В соответствии со вторым требованием продукт должен восприниматься другими, не теряя своей специфичности. Так, если российский исследователь уехал в Чикаго и интегрировался в чикагскую школу, то он(а) не перестает быть российским исследователем, но и не создает при этом российской теории. В той же мере чужд этой работе и кустарь-одиночка с мотором собственного изобретения, которым не может пользоваться никто кроме изобретателя. Создавать "свое" - не значит идти в параллель с другими.

Немецкая классическая философия и социология стали мировым достоянием, не потеряв при этом своей "национальной специфики". Более того, именно благодаря этой специфике они завоевали мир социальных наук и стали подлинно "национальными". России тоже не закрыт этот путь. Но это возможно только при условии формирования особых стилей мышления, которые выходят за пределы выдумывания доморощенных теорий и обладают высокими способностями к интегрированию в более широкие межнациональные сообщества. Готовы ли мы к такой работе?

 

7 См.: Богатуров А. Десять лет парадигмы освоения. С.