З а к л ю ч е н и е

.

З а к л ю ч е н и е

Причитав (просмотрев, пробежав) эту книгу, читатель вправе спросить: а зачем все это занудство? К чему. следовать всем этим многочисленным правилам, тем более, часто окружающие от нас этого вовсе и не требуют? Стоит ли так подробно описывать подноготную проекта, если. скорее всего, никто эту работу повторять не станет? Зачем вообще отягощать творческий процесс сухими и бесчеловечными регламентами?

Нам кажется, что высший класс для профессионала состоит в том, чтобы, овладев техникой ремесла и сведя выполнение правил на полуавтоматический уровень, освободить силы для содержательной работы. А если скучно следовать всем этим премудростям, если становится невмоготу, то лучше не тратить время попусту и покинуть данную область. В мире еще столько интересного, помимо исследовательских занятий.

Некоторые коллеги, когда им указывают на очевидные нарушения правил, беззаботно отмахиваются или говорят: "А вот я работаю именно так", намекая на какое-то своеобразие собственной персоны и особенности личного стиля. В ответ хочется заметить, что стиль определяется не погрешностями и нарушениями стандартов. Кстати сказать, эти погрешности большей частью похожи друг на друга и из обшей массы нас не выделяют. А настаивать на таком "своеобразии" - все равно, что использовать к месту и не к месту ненормативную лексику. считая, что обогащаешь язык. Несложно предугадать появление сомнений на лицах части профессиональной публики. Одни откажутся принять полуразговорный стиль нашей книги, предпочитая "звериную серьезность" в постановке и решении формальных вопросов. Другие, напротив, могут усомниться: а нужно ли раскладывать все по полочкам, способствуя процессу разволшебствования науки, не лучше ли сохранять атмосферу таинства, поддерживать вокруг исследова­тельского труда ауру сакральных действий? Может, такая аура и не помешает, но, на наш взгляд, лучше в игру по нагнетанию таинственности не заигрываться. А главное, нужно вывести из этой игры область обучения ремеслу, сделав инструкции прозрачными и по-своему простыми. При этом дорога к творчеству отнюдь не закроется, останется место и для интуитивных озарений, и для неожиданных фактов. Ибо чем проще правила и чем лучше мы их соблюдаем, тем в более сложные игры мы сможем играть. Конечно, постижение тайн владения ремеслом способно несколько призем­лить неофитов, лишить их части первоначального энтузиазма, но зато поможет избежать тяжелых разочарований в будущем.

Разволшебствование профессиональной деятельности также не означает ее тотальной формализации. Напротив, мы пытались показать, что формальные каноны, как правило, подпираются неформальными соглашениями и компромиссами. И на протяжении книги мы периодически проникали за фасад проектной деятельности, чтобы посмотреть, как реализуются правила и конвен­ции в профессиональном сообществе.

Встав на неформальную точку зрения, мы обращаем взор на самих себя и признаем, что профессионалы - это не воплощение абстрактных ролевых требований, а живые люди со своими личными пристрастиями и человеческими слабостями. Но самое интересное из того, что мы в состоянии увидеть, - это не слабости отдельных людей, а то, какими способами организуется профессиональное сообщество.

Итак, предположим, нам удалось реализовать самостоя­тельный исследовательский проект - от "чистой" идеи до презентации результатов; мы не только поняли, но и практически освоили профессиональные правила и процедуры, соблюдая их на протяжении полного проектного цикла; нам удалось разрешить трудности, неизбежно возникавшие на нашем пути. Что теперь? А теперь наш долг - поделиться накопленным опытом со своими коллегами, обеспечить воспроизводимость этого опыта.

Кроме обучения и самообучения в ходе исследований, освоение практических навыков исследовательского ремесла должно стать элементом образовательного процесса. Напомним, что первоначальный проект этой книги вырос из попыток ответить на типичные вопросы, которые задают студенты, аспиранты и молодые исследователи своим преподавателям и руководителям, а также из непрестанных жалоб самих коллег - научных руководителей, экспертов фондов, редакторов журналов - на низкое качество подготовки и презентации промежуточных и "финальных" продуктов (как учебных, так и исследователь-ских). Так что потребность достаточно велика. Известно также, что для нанесения "упреждающего удара" во многих вузах студентам и магистрам уже начали читать соответствующие курсы, организовывать разного рода практикумы. Мы считаем это проявлением мудрой политики. Мы убеждены, что подобные курсы и практикумы должны стать неотъемлемым элементом всякой серьезной образовательной программы, которая не ограничивается простой передачей фиксированной суммы знаний, а стремится выработать у своих слушателей навыки самостоятельной профессиональной работы.