Талкотт Пирсоне и расширенная теория дифференциации

.

Талкотт Пирсоне и расширенная теория дифференциации

В конце своей деятельной и плодотворной карьеры Талкотт Парсонс занялся проблемой долговременных исторических из­менений. В книгах «Общества: эволюционные и сравнительные пер­спективы» (323) и «Системы современных обществ» (325) он изло­жил собственные, более ранние структурно-функционалистские концепции с целью использовать их для интерпретации эволю­ционных трансформаций человеческого общества.

Парсонс различает два вида процессов, происходящих в лю­бой социальной системе. Одни, интегративные и регулирующие, имеют компенсаторный характер, поскольку обеспечивают вос­становление равновесия после возмущений и гарантируют не­прерывность и воспроизводство общества. Другие, а именно про­цессы структурных изменений, затрагивают систему основных ценностей и норм. «Структурные изменения — это изменения в ценностях, регулирующих взаимодействия единиц системы» (227' 85).

Структурные изменения осуществляются в соответствии с эво­люционистской моделью. Каждая следующая фаза отличается возрастающей сложностью, что выражается в увеличении числа и разнообразия специализированных единиц внутри системы. Это с необходимостью требует новых форм кооперации, координа­ции и организации. «Социокультурная эволюция, как и эволю­ция организмов, идет от простых форм к более сложным» (323; 2). Иными словами, «фактором, направляющим эволюцию, является возрастание способности к адаптации» (323; 26). Но это только общая тенденция, которая не исключает различия спе­цифических эволюционных траекторий. Эволюция не одноли­нейна, а мультилинейна, «на каждом уровне она включает в себя достаточно широкое разнообразие различных форм и ти­пов» (323; 2).

Парсонс выделяет четыре основных механизма эволюции: дифференциация, возрастание адаптивности, включение и цен­ностная генерализация (323; 22—23; 325; 26—28).

1. Первый — механизм дифференциации, т. е. формирования новых, специфических с точки зрения структуры и функций, еди­ниц. «Дифференциация есть разделение единого, или структуры, социальной системы, на две или более единиц, или структур, раз­личающихся своими характеристиками и функциональным на­значением в рамках системы» (325; 26). Так, например, произо­шло разделение домашнего хозяйства семьи крестьянина на со­временное домашнее хозяйство и современную организацию на­емного труда.

2. Возрастание адаптивности — это увеличение эффективнос­ти каждой новой единицы (целостности) по сравнению с преж­ней. «Адаптивное улучшение есть процесс, благодаря которому социальным единицам становится доступен более широкий диа­пазон ресурсов, в результате чего их функционирование может быть освобождено от некоторых прежних ограничений» (325; 27). Например, современная фабрика выпускает больше разнообраз­ной продукции и делает это более эффективно, чем крестьянское хозяйство.

3. Механизм включения обеспечивает интеграцию в общество новых единиц — при условии сохранения их слаженной работы в новых условиях. «Эти проблемы, в том числе формирование но­вых норм, ценностей и правил, могут быть решены лишь путем включения новых единиц, структур и механизмов в нормативную основу социальной общности» (325; 27).

4. Ценностная генерализация — это механизм формирования общих нормативных стандартов путем включения разнообразных новых единиц и гарантии их поддержки и легитимности. «Когда сеть социально структурированных ситуаций становится более сложной, ценностный образец должен быть переведен на более высокий уровень генерализации, чтобы обеспечить социальную стабильность» (325; 27).

Все четыре механизма действуют вместе. «Состояние любого конкретного общества, а тем более системы взаимодействующих обществ... есть комплексный результат прогрессивных циклов, включающих эти (и другие) процессы изменения» (323; 23).

Эволюция проходит следующие стадии: 1) примитивную, 2) продвинутую примитивную, 3) промежуточную и 4) современ­ную. Примитивное общество в высшей степени однообразно и гомогенно, в нем отсутствуют специализированные подсистемы. В основе социальных связей лежат родство и религия, а участие в жизни общества определяется предписанным статусом и тем или иным частным критерием. Продвинутая примитивная стадия на­чинается с разделением примитивного общества на подсистемы: политические функции отделяются от религиозных, а из послед­них выделяются религиозные и секулярные ценности. Общество становится стратифицированным, и жизнь в нем все больше оп­ределяется успехом, а не предписанием. В промежуточных обще­ствах возникает письменность, позволяющая накапливать инфор­мацию, расширять границы общения и передавать традиции. Ус­ложняется социальная стратификация общества, которая опреде­ляется более универсальными принципами. Ценности обобща­ются и секуляризуются. Наконец, на западе, к северу от Среди­земноморья, в том районе Европы, который входил в западную часть Римской империи, «возникает общество современного типа, формирующееся на единой — эволюционной — основе. Христи­анское общество западного типа обеспечило в дальнейшем базу, с которой «стартовало» то, что мы будем называть «системой» современных обществ «в чистом виде» (325; 1). Главные характе­ристики современности таковы: 1) полная дифференциация че­тырех подсистем: адаптационной, целенаправляющей, интегративной и поддерживающей; 2) доминирующая роль экономики, с ее массовым производством, бюрократической организацией, все­охватывающим рынком и деньгами как общей ареной и средст­вом обмена; 3) развитие правовой системы как основного меха­низма социальной координации и контроля; 4) стратификация, основанная на универсальном критерии успеха; 5) расширение опосредованной, деперсонифицированной, сложной сети соци­альных взаимосвязей.

Образ эволюции, предложенный Парсонсом, подвергался кри­тике за явно прозападные черты.

Нагляднее всего прозападная ориентация Парсонса проявля­ется в том, как он заканчивает свою историю эволюции: в наше время возникло «лидирующее общество», представляющее собой кульминацию эволюционного процесса, и это общество — Со­единенные Штаты Америки. «Соединенные Штаты, — пишет Парсонс, — первая новая нация, выполняющая примерно ту же роль, которую выполняла Англия в XVII веке» (325; 87). Среди важнейших характеристик американского общества Парсонс на­зывает Такое описание ситуации в США слишком идеалистично и далеко не во всем соответствует нынешним, порой весьма суро­вым реалиям американской жизни. Судя по официальным дан­ным, в 90-х годах один из каждых семи граждан США находится за чертой бедности, уровень безработицы приближается к 10%, усиливается расовая и этническая напряженность, наблюдается постоянный экономический спад, и американское экономичес­кое лидерство в мире оспаривается как Дальним Востоком, так и объединяющейся Европой. Но замечания Парсонса следует рас­сматривать в историческом контексте. Когда он проводил свой анализ, США переживали период расцвета, в них царили ощуще­ния подъема и оптимизма. Его работы отражают это настроение. «Талкотт Парсонс, который писал в США 1950-х и 1960-х годов, чувствовал себя на вершине человеческой цивилизации, как и Огюст Конт, который в 30-х годах XIX века верил, что его Фран­ция являет собой образец будущего для всех остальных, менее развитых обществ того времени» (82; 39).