Статья 18

.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Комментарий к статье 18

Действие этой статьи связано с ч. 1 ст. 15 Конституции. Права и свободы здесь характеризуются как непосредственно действующие. Если человек руководствуется ими, его поведение является правомерным.

В странах с устойчивыми демократическими институтами именно конституция является определяющим правовым основанием и критерием правомерности действий индивида.

Конституционные права и свободы обязательны к соблюдению для законодательной, исполнительной и судебной власти, а также для органов местного самоуправления.

Определение в ст. 18 конституционных прав и свобод как непосредственно действующих разрушает порочную традицию, имевшую место в прошлом нашего общества, рассматривать конституционные нормы как декларативные, реализующиеся лишь при наличии закона, распоряжения правительства, инструкции и т.д. Практика Конституционного Суда Российской Федерации постоянно утверждает непосредственное действие норм Конституции России. Причем, если возникает неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемая норма о правах человека и гражданина, сами постановления Конституционного Суда действуют непосредственно (ст. 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Верховный Суд Российской Федерации в специальном Постановлении разъяснил значение ст. 18 Конституции при разбирательстве судами конкретных дел. Во всех необходимых случаях Конституция Российской Федерации применяется в качестве акта прямого действия, в частности, когда закрепленные нормой Конституции положения не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность применения данной нормы при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и др. Следствием прямого действия конституционных норм является также обязанность суда применить норму Конституции Российской Федерации, если федеральный закон, уже действовавший до принятия Конституции либо изданный после вступления ее в силу, противоречит соответствующим положениям Конституции. Статьей 18 суды должны руководствоваться, если закон или иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует <*>.

    --------------------------------

<*> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" от 31 октября 1995 г. // РГ. 1995. 28 дек.

 

Существенно, что в Постановлении в соответствии с практикой Конституционного Суда указано, что при утрате статьями закона их юридической силы и признании их неконституционными и не подлежащими применению сам закон, за исключением неконституционных статей (или статьи), считается действующим.

Признание правомерным поведения, непосредственно определяемого конституционными правами и свободами, не означает, что законы и акты, издаваемые с целью их обеспечения, не нужны. В ряде случаев в гл. 2 прямо предусматривается необходимость издания федеральных конституционных и федеральных законов (ст. 24, 25, 29, 36, 37, 39 и др.). В законах определяются суммы пенсий и пособий, возраст, связанный с реализацией конкретного конституционного права, равно как и процедуры, необходимые для участия в выборах или референдуме, виды альтернативной службы и т.д. В случае, если провозглашенная в Конституции свобода сопровождается указанием на необходимость принятия в соответствии с ней федерального конституционного или федерального закона, законодатель обязан принять такой закон. Длительное отсутствие необходимого законодательства может способствовать нарушению прав человека и гражданина.

При конкретизации в законе того или иного конституционного права, определении вида санкций за его нарушения смысл и содержание закона должны быть строго обусловлены содержанием этого права. Перечень прав и свобод, указанных в гл. 2, может быть расширен, но не сокращен, как и изложенные правомочия, вытекающие из конкретного конституционного права. В интересах защиты прав человека и гражданина провозглашены принципы равенства всех перед законом и судом, недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина. Определены исчерпывающие основания, согласно которым посредством закона права и свободы могут быть ограничены. К ним относятся необходимость защиты основ конституционного строя, нравственность, здоровье, права и законные интересы других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Осуществление правосудия определяется рядом презумпций (принципов) в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина. Наиболее важные из них: презумпция невиновности, освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины, толкование сомнений в пользу подсудимого (см. комментарии к ст. 19, 49, 54, 55).

Одним из проявлений непосредственного действия конституционных прав и свобод является уведомительный принцип, согласно которому лицу, реализующему свои права человека и гражданина, достаточно лишь уведомить исполнительную власть о намерении осуществить эту реализацию. Дополнительного разрешения от исполнительной власти не требуется. Расширение сферы действия уведомительного принципа также способствует реализации ст. 18.