Статья 29
.Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Комментарий к статье 29
В соответствии со ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод ст. 29 Конституции провозглашает и гарантирует духовную, творческую свободу человека, выражающуюся в гласном беспрепятственном выражении идей, мнений, убеждений. Без свободы мысли и слова невозможны идеологическое многообразие общества и реализация права на свободные выборы, сопровождающиеся правом на агитацию, свободы научного исследования, творчества, преподавания.
В ч. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах указано, что пользование свободой мнений налагает особые обязанности и особую ответственность и, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями. Они касаются прав других лиц, их репутации, а также охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.
Этим ограничениям от злоупотреблений свободой мысли и слова, признанным мировым демократическим сообществом, соответствуют ст. 17 (ч. 3), 19 (ч. 2, 3), 21 (ч. 1), 23, 55 (ч. 3) Конституции (см. комментарии к этим статьям).
Часть 2 статьи касается таких форм свободы мысли и слова, как пропаганда и агитация. Это вид деятельности людей, выступающих за или против какой-либо идеи, программы, мероприятия и т.д. В избирательных кампаниях - это деятельность в поддержку или против любого кандидата, избирательного объединения. Агитация и пропаганда осуществляются путем проведения публичных мероприятий - собраний, дебатов, дискуссий, митингов, шествий, демонстраций.
Законодательство о выборах содержит специальные разделы, посвященные предвыборной агитации, регулирующие деятельность участников избирательной кампании и средств массовой информации <*>. В них указано, что предвыборная агитация на радио и телевидении осуществляется в виде публичных предвыборных дебатов, "круглых столов", пресс - конференций, интервью, политической рекламы и в иных не запрещенных законом формах. Запрещается распространение анонимных агитационных печатных материалов, подробно регулируется процесс их размещения.
--------------------------------
<*> См.: ст. 23 - 26 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"; ст. 45 - 50 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; ст. 38 - 43 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. N 33. Ст. 3406; 1995. N 26. Ст. 2398; N 21. Ст. 1924.
Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании и сооружении или ином объекте с согласия собственника или владельца указанных объектов.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по московскому времени за день до выборов.
Поскольку агитация и пропаганда вызывают широкий общественный резонанс, ч. 2 статьи для любого вида агитации и пропаганды запрещает в соответствии со ст. 19 Конституции возбуждение социальной, расовой, национальной, религиозной вражды и ненависти, а также пропаганду социального, расового, национального или языкового превосходства. Эти же запреты содержит законодательство о выборах, о средствах массовой информации.
В ч. 3 ст. 29 с учетом тоталитарного прошлого нашего государства содержится запрет на принуждение к выражению своих убеждений или отказ от них. Он распространяется на государство, любую партию, общественную организацию, отдельную личность (см. также комментарий к ст. 13).
Часть 4 статьи конкретизирует ч. 1, поскольку свобода информации, понимаемая как сообщения о фактах, убеждениях, идеях, является элементом свободы мысли и слова <*>. Здесь перечислены действия, связанные с информацией, которые могут свободно осуществляться личностью. В этой же части статьи установлено ограничение на действия с информацией, составляющей государственную тайну. Закон РФ "О государственной тайне" и Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" от 30 ноября 1995 г. содержат определение сведений, распространение которых может нанести ущерб безопасности страны. Этот перечень является исчерпывающим.
--------------------------------
<*> В законодательстве информация также определяется как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации от 20 февраля 1995 г. // СЗ РФ. N 8. Ст. 609).
Часть 5 устанавливает свободу издательской деятельности средств массовой информации. Запрещается цензура. Эти положения также закреплены в Законе РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. <*> Статья 3 этого Закона запрещает цензуру как требование должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений, общественных объединений предварительно согласовывать с ними сообщения и материалы, подготовленные редакциями средств массовой информации (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым).
--------------------------------
<*> ВВС. 1992. N 7. Ст. 300.
Ограничения свободы деятельности средств массовой информации могут быть введены лишь на основании Федерального закона "О чрезвычайном положении" от 17 мая 1991 г. <*> (см. комментарий к ст. 56).
--------------------------------
<*> ВВС. 1991. N 22. Ст. 773.
Чрезвычайное положение согласно п. "а" ст. 4 этого Закона устанавливается при попытках насильственного изменения конституционного строя, массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, межнациональных конфликтах, блокаде отдельных местностей, угрозе жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов.
В этих условиях возможно ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры; допускается временный арест печатной продукции (ст. 9 Закона).
В настоящее время законодательство о средствах массовой информации интенсивно развивается. Законом "О средствах массовой информации" признано право граждан, иностранцев и лиц без гражданства на учреждение средства массовой информации при условии соблюдения установленных Законом процедур. Особенностью настоящего периода становления свободы массовой информации является право на их учреждение государственными органами (или участие последних в качестве соучредителей).
Законом установлен разрешительный, а не уведомительный принцип регистрации средства массовой информации, которое может функционировать лишь после утверждения его устава и получения регистрационного свидетельства от Комитета Российской Федерации по печати. Законом определены широкие права журналистов (ст. 47). Среди них - право искать, запрашивать, получать, распространять информацию; излагать свои личные суждения и оценки, посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, быть принятым должностными лицами. Установлен круг обязанностей журналистов, а именно: проверять достоверность сообщаемой информации, получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение сведений о личной жизни граждан, отказаться от данного редакцией задания, если его выполнение связано с нарушением закона (ст. 50). Особенно важно требование не использовать права журналиста с целью сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сведений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации (ст. 51).
Федеральный закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" от 13 января 1995 г. <*> определил обязанности средств массовой информации, учредителем или соучредителем которых является государство, освещать разнообразные виды деятельности высших органов государственной власти (Федерального Собрания, Президента, Правительства Российской Федерации).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 170.
Реклама является источником дохода средств массовой информации. Федеральный закон о рекламе, принятый в 1995 г. <*>, урегулировал права и обязанности средств массовой информации в этой области, запретив с 1 января 1996 г. рекламу табачных и алкогольных изделий и определив также объем рекламного времени в средствах массовой информации.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2864.
С 1 января 1996 г. вступил в силу Федеральный закон "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" <*>. Законом установлен ряд льгот для средств массовой информации. К ним относятся налоговые, включая отмену налога на добавленную стоимость, отказ от обложения налогом той части прибыли, которая зачисляется в федеральный бюджет, отмену налогов с прибыли, направляемой на финансирование капитальных вложений. Согласно Закону средства массовой информации освобождены от обязательной продажи валютной выручки, если она идет на развитие производства.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4698. Принят также Федеральный закон "Об экономической поддержке районных (городских) газет" от 24 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4559.
Воплощая свободу слова, обеспечивая право человека и гражданина на информацию, средства массовой информации несут определенные обязательства перед личностью и обществом. Статья 19 Закона "О средствах массовой информации" предусматривает право на ответ индивида или организации.
В случае нарушения российского законодательства средство массовой информации получает предупреждение, а в случае систематического нарушения деятельность его может быть приостановлена или прекращена (ст. 16). В то же время Закон защищает журналиста от посягательств на его личность, установив за подобные действия уголовную ответственность. Этим же Законом впервые в нашем законодательстве была введена ответственность за моральный ущерб, причиненный средствами массовой информации. За клевету, оскорбление, призывы к свержению конституционного строя в средствах массовой информации установлена уголовная и административная ответственность.
Ряд проблем в сфере деятельности средств массовой информации требует своей реализации и дополнительного правового регулирования. До настоящего времени не выполнялась ст. 30 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Согласно этой статье должна быть создана федеральная комиссия по телерадиовещанию, разрабатывающая всестороннюю политику в этой области, выдающая лицензии на вещание и лишающая их. Во многих зарубежных странах подобный орган формируется на демократических паритетных началах законодательным органом власти и правительством. Часто в такую комиссию включают с соблюдением гласности юристов, деятелей, пользующихся общественным доверием.
Необходима ликвидация пробелов в системе демократических принципов в сфере свободы средств массовой информации. В российском законодательстве пока отсутствует правовое урегулирование запрета монополизации средств массовой информации. Однако 10 апреля 1996 г. Государственная Дума преодолела вето Президента на Федеральный закон о телерадиовещании, установивший состав федеральной комиссии из пяти человек, назначаемых Президентом по согласованию с Государственной Думой.
На уровне субъектов Российской Федерации Кодекс средств массовой информации Республики Башкортостан в ст. 10 устанавливает принцип недопустимости монополизации средств массовой информации на территории республики. Согласно этой статье ни один учредитель или соучредители не вправе иметь в собственности, владении, пользовании, управлении более тридцати процентов всех средств массовой информации, зарегистрированных (осуществляющих деятельность) в республике <*>.
--------------------------------
<*> Законы Республики Башкортостан. Вып. V. Уфа, 1993.