Статья 37

.

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Комментарий к статье 37

Статья 37 закрепляет исходные положения, лежащие в основе правового регулирования труда.

Свобода труда провозглашена в ч. 1 ст. 37 в соответствии со ст. 23 Всеобщей декларации прав человека. Принцип свободы труда в определенной мере уже нашел отражение в действующем законодательстве.

Свобода труда означает, что только самим гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род деятельности и занятий. Он может заключить трудовой договор (контракт), являющийся соглашением между гражданином (который в этом случае приобретает статус работника) и предприятием, учреждением, организацией или другим гражданином (которые в этом случае являются работодателями) о выполнении работы по определенной специальности, квалификации, должности за вознаграждение с подчинением внутреннему трудовому распорядку на условиях, установленных соглашением сторон, а также законодательными и иными нормативными актами. Трудовые отношения всех лиц, работающих по трудовому договору, регулирует законодательство о труде, действие которого распространяется на работников всех предприятий и организаций независимо от форм собственности и организационно - правовых форм. Гражданин может и самостоятельно обеспечивать себя работой в качестве предпринимателя, фермера, члена кооператива, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью и т.д. Эта сторона трудовой деятельности урегулирована ст. 34 Конституции.

Право свободно распоряжаться своими способностями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. В Конституции нет указания на юридическую обязанность граждан трудиться, а из УК исключена статья об ответственности за так называемое тунеядство. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности (ст. 1 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. <*>).

    --------------------------------

<*> ВВС. 1991. N 18. Ст. 565; 1992. N 34. Ст. 1974.

 

Свобода труда проявляется и в запрещении принудительного труда. Запрет принудительного труда, предусмотренный ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах, также впервые в России нашел отражение на конституционном уровне. Термин "принудительный, или обязательный, труд" означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, работу, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг (ст. 2 Конвенции МОТ о принудительном, или обязательном, труде 1930 г. N 29).

Вместе с тем по общепринятым международным стандартам не считается принудительным трудом, во-первых, военная служба, во-вторых, работа в условиях чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, аварий, несчастных случаев), в-третьих, работа на основании вступившего в законную силу приговора суда и выполняемая под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законности при исполнении судебных приговоров.

25 сентября 1992 г. в КЗоТ была включена норма о запрете принудительного труда (ст. 2), а из числа мер дисциплинарного взыскания исключено такое наказание, как перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность.

Положения ч. 3 ст. 37 базируются на многочисленных международно - правовых нормах. Так, право на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, закреплено в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; право на равную, без какой-либо дискриминации, оплату, обеспечивающую достойное человека существование, - во Всеобщей декларации прав человека (ст. 2, 3) и раскрыто в ряде конвенций МОТ - Конвенции об охране заработной платы 1949 г. N 95, Конвенции о дискриминации в области труда и занятий 1958 г. N 111 <*> и др. Право на защиту от безработицы предусмотрено ст. 1 Всеобщей декларации прав человека.

    --------------------------------

<*> МОТ: Конвенции и рекомендации. Т. I. 1919 - 1956. Женева. С. 946; Т. II. 1957 - 1990. С. 1266.

 

Рассматриваемые конституционные нормы конкретизируются в законодательных и иных нормативных актах. Так, содержание права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, подробно раскрыто в Основах законодательства Российской Федерации об охране труда, а также в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Признание этого права означает возложение на работодателей соответствующей обязанности обеспечить такие условия труда и ответственности за ее невыполнение.

В соответствии со ст. 78 КЗоТ месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда. Трудовое законодательство запрещает какое бы то ни было понижение размеров оплаты труда работников в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям (ст. 77).

Законодательством предусмотрен и ряд защитных мер против безработицы. Назовем лишь основные из них. Всем гражданам гарантируется бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны Федеральной службы занятости России. Безработным гражданам государство гарантирует: бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах; компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости и, наконец, выплату пособия по безработице, размер которого составляет от 75 до 45 процентов среднего заработка гражданина, но во всех случаях не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 12, 30 Закона "О занятости населения в Российской Федерации") <*>.

    --------------------------------

<*> См. также: Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" // РГ. 1996. 6 мая.

 

Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров предусмотрен КЗоТ. В соответствии со ст. 201 трудовые споры, возникающие между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, а также условий трудового договора (контракта), рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и районными (городскими) народными судами. Споры, затрагивающие наиболее важные трудовые права работника (например, о восстановлении на работе, об оплате вынужденного прогула и др.), для обеспечения максимальной оперативности рассматриваются непосредственно в судах.

Что же касается коллективных трудовых споров, возникающих между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально - трудовых отношений, то правовые основы, порядок и способы их разрешения регламентируются Законом Российской Федерации "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 23 ноября 1995 г. <*>

    --------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4557.

 

Для разрешения коллективных трудовых споров используются примирительные процедуры. Если же они не дали результата или работодатель уклоняется от примирительных процедур либо не выполняет достигнутое в ходе рассмотрения спора соглашение, работники вправе прибегнуть к забастовке. Право на забастовку как способ разрешения спора закреплено ч. 4 ст. 37. Порядок реализации этого права также определяется Законом Российской Федерации "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".

Право на отдых, провозглашенное ч. 5 ст. 37, в соответствии со ст. 24 Всеобщей декларации прав человека относится к числу основных прав. Закрепляя право на отдых в качестве неотъемлемого права каждого, ст. 37 вместе с тем предусматривает, что установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск гарантируются не всем гражданам, занимающимся той или иной деятельностью, а только работающим по трудовому договору. Это означает, что, заключив трудовой договор (контракт), гражданин вправе требовать от конкретного работодателя соблюдения установленной продолжительности рабочего времени, предоставления ему выходных и праздничных дней, оплачиваемого отпуска, а работодатель, в свою очередь, обязан эти требования удовлетворить и обеспечить условия для реализации работником права на отдых.

Важной гарантией права на отдых является детальное регулирование в трудовом законодательстве вопросов рабочего времени и времени отдыха. Максимальная продолжительность рабочего времени определяется федеральным законом. В соответствии со ст. 42 КЗоТ нормальная продолжительность рабочего времени для работников не может превышать 40 часов в неделю. Для отдельных категорий работников с учетом условий и характера труда, возраста, состояния здоровья и иных факторов устанавливается сокращенная продолжительности рабочего времени без уменьшения заработной платы. Привлечение к работе сверх установленной для работников продолжительности рабочего времени (сверхурочные работы) закон допускает в исключительных случаях и с оплатой в повышенном размере.

Гарантированный Конституцией ежегодный отпуск предоставляется всем работникам с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы продолжительностью не менее четырех недель - 24 рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю (см. ст. 66 и 67 КЗоТ). Законодательными и иными нормативными актами предусмотрены дополнительные отпуска для некоторых категорий работников. Предприятия также имеют право увеличивать продолжительность ежегодных отпусков для своих работников.