Статья 39

.

Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Комментарий к статье 39

Содержание данной статьи конкретизирует конституционное положение о том, что Россия социальное государство (см. комментарий к ст. 7). Социальное обеспечение - это участие общества в содержании тех своих членов, которые из-за нетрудоспособности либо некоторых других не зависящих от них причин не имеют достаточных средств к существованию.

Конституция признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права. Закрепление в Конституции гарантий социального обеспечения является устойчивой традицией Российского государства и соответствует положениям международно - правовых актов: Всеобщей декларации прав человека (ст. 22 и 25); Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 9, ч. 1 - 3 ст. 10); Конвенции о правах ребенка <*> (ч. 1 ст. 26).

    --------------------------------

<*> ВВС. 1990. N 45. Ст. 955.

 

Часть 1 ст. 39 перечисляет основания социального обеспечения. Это и определенные возрастные периоды в жизни человека, и состояние здоровья либо трудоспособности (болезнь, инвалидность), и выполнение либо невозможность дальнейшего выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца). Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку социальное обеспечение может предоставляться и в иных случаях, установленных законом. К ним, в частности, относятся пребывание в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, приобретение статуса безработного и др.

В ст. 39 упоминается лишь денежная форма социального обеспечения - государственные пенсии и социальные пособия. Однако в необходимых случаях денежные выплаты могут заменяться либо дополняться натуральными формами социального обеспечения - содержанием в домах - интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, интернатах для детей, лишенных попечения родителей, социальным обслуживанием на дому и др.

Принятый в 1995 г. Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" <*> определяет социальное обслуживание как совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально - психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.). Он закрепляет право на социальное обслуживание тех граждан пожилого возраста (женщин старше 55 и мужчин старше 60 лет) и инвалидов (в том числе детей - инвалидов), которые нуждаются в постоянной или временной посторонней помощи в связи с невозможностью самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности из-за ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению. Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях, а также по договорам этих органов с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности. Социальные услуги могут оказываться в различных формах: на дому, в стационарных учреждениях - домах - интернатах, пансионатах, в отделениях дневного (ночного) пребывания, в виде социально - консультативной помощи и др. Закон предусматривает категории граждан, которым в зависимости от их материального положения социальные услуги могут оказываться бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. утвержден перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания <**>.

    --------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3198.

<**> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4798.

 

Часть 2 ст. 39 закрепляет важное правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение. Такая государственная периодическая денежная выплата, как трудовая пенсия, устанавливается в связи с трудовой и иной общественно - полезной деятельностью и подразделяется на несколько видов: пенсию по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет. Общий пенсионный возраст составляет для мужчин 60, а для женщин - 55 лет. Однако в связи с особыми условиями труда и по ряду других оснований пенсии назначаются и с более раннего возраста. Нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, может быть назначена социальная пенсия.

В настоящее время в России действует несколько федеральных пенсионных законов. Это прежде всего Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (с последующими изменениями и дополнениями) от 20 ноября 1990 г. <*>, Закон РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" от 12 февраля 1993 г. <**>, Закон "О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву" от 21 мая 1993 г. <***> и др. Государственные пенсии для отдельных категорий граждан установлены также Законами "О занятости населения в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" <****>, "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <*****>. В связи с инфляционными процессами периодически принимаются нормативные акты о корректировке размеров пенсий и заработка, из которого они исчисляются, пересматриваются минимальные и максимальные размеры пенсий. Однако уровень пенсионного обеспечения сегодня не может быть признан удовлетворительным. Это не согласуется со ст. 7 Конституции, требующей создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    --------------------------------

<*> ВВС, 1990. N 27. Ст. 351; 1991. N 17. Ст. 508; 1992. N 5. Ст. 179; N 11. Ст. 531; N 17. Ст. 895; 1993. N 3. Ст. 106; N 5. Ст. 157; N 14. Ст. 486; N 16. Ст. 555; СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 73; N 7. Ст. 684; N 15. Ст. 1680; 1995. N 5. Ст. 346; N 19. Ст. 1711; N 35. Ст. 3503.

<**> ВВС. 1993. N 9. Ст. 328; СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4693.

<***> ВВС. 1993. N 23. Ст. 819.

<****> ВВС. 1992. N 32. Ст. 1861; СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4561.

<*****> ВВС. 1993. N 16. Ст. 551.

 

Нарушение конституционного права на социальное обеспечение было предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В связи с жалобами пенсионеров проверена конституционность ст. 124 Закона "О государственных пенсиях в РСФСР" <*>. Суд признал названную правовую норму в той ее части, в какой она устанавливает приостановление выплаты трудовой пенсии за время лишения пенсионера свободы по приговору суда, не соответствующей ст. 19 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1), 52 и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации. Как отмечается в Постановлении по этому делу, приостановление выплаты трудовой пенсии в период нахождения пенсионера в местах лишения свободы является ограничением его конституционного права на социальное обеспечение и приобретает характер дополнительного наказания. Это ограничивает также и права иждивенцев пенсионера, поскольку они лишаются возможности получать полагающееся им содержание за счет пенсии.

    --------------------------------

<*> См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 г. по делу о проверке конституционности статьи 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР" в связи с жалобами граждан Г.Г. Ардерихина, Н.Г. Попкова, Г.А. Бобырева, Н.В. Коцюбки // СЗ РФ. 1995. N 43. Ст. 4110.

 

Социальными пособиями именуются иные, помимо пенсий, денежные выплаты, предоставляемые взамен утраченного заработка либо с целью социальной поддержки при повышенных расходах. Статья 238 КЗоТ содержит перечень видов пособий, назначаемых за счет средств государственного социального страхования. Это пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременное пособие по случаю рождения ребенка. Социальное пособие на погребение выдается в соответствии с принятым в 1995 г. Законом РФ "О погребении и похоронном деле" <*> (ст. 10) в размере стоимости гарантированного этим Законом перечня услуг, но в пределах десятикратного минимума оплаты труда. Пособие по безработице введено Законом "О занятости населения в Российской Федерации".

    --------------------------------

<*> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 146.

 

В 1995 г. принят Федеральный закон о государственных пособиях гражданам, имеющим детей <*>. При рождении каждого ребенка выплачивается единовременное пособие, размер которого с 1 января 1996 г. равен пятнадцатикратному минимальному размеру оплаты труда. С этой же даты повышено до двукратного минимального размера оплаты труда ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, выплачиваемое по месту работы, службы либо учебы в учреждениях профессионального образования за время нахождения в соответствующем отпуске. На каждого ребенка в возрасте до 16 лет (учащегося общеобразовательного учреждения - до 18 лет) установлено ежемесячное пособие в размере 70% минимального размера оплаты труда. В повышенном размере выплачивается это пособие на детей одиноких матерей, военнослужащих по призыву, а также на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов либо не могут платить их по указанным в Законе причинам. Правительство Российской Федерации Постановлением от 4 сентября 1995 г. утвердило Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей <**>.

    --------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1929; N 48. Ст. 4566.

<**> СЗ РФ. 1995. N 37. Ст. 3628.

 

Уровень материальной обеспеченности граждан зависит не только от получаемых ими денежных выплат и социальных услуг, но и от наличия льгот по оплате жилья, при пользовании транспортом, приобретении лекарств и т.п. Поэтому для пенсионеров большое значение имеет Федеральный закон "О ветеранах" <*>, предусматривающий подобные льготы.

    --------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 168.

 

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов нашла отражение в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <*>. Он устанавливает систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений их жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В ряду этих мер - медицинская реабилитация инвалидов, создание возможностей получения общего и профессионального образования, обеспечение занятости и условий труда, адекватных их возможностям, льготы при пользовании жилой площадью, транспортным обслуживанием, санаторно - курортным лечением и др.

    --------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.

 

Таким образом, принятие Конституции способствовало развитию законодательства о социальном обеспечении. Оно пополнилось нормами, учитывающими разнообразные потребности граждан, нуждающихся в социальной защите. В то же время в современных условиях можно говорить об отсутствии достаточных организационных и финансовых гарантий реализации закрепленных законами прав всеми гражданами в полном объеме.

Согласно ч. 3 ст. 39 поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Следовательно, предусматривается возможность по инициативе субъектов Федерации, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений либо граждан за счет собственных средств предоставлять материальную поддержку отдельным социальным группам или гражданам в дополнение к социальному обеспечению, гарантируемому ч. 1 ст. 39.

Дополнительные по сравнению с установленными законодательством социальные льготы могут закрепляться также в коллективных договорах с учетом экономических возможностей организации согласно ст. 13 Закона "О коллективных договорах и соглашениях" (1992 г.) <*>. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О негосударственных пенсионных фондах" от 16 сентября 1992 г. <**> для улучшения пенсионного обеспечения граждан предприятия, учреждения, организации, банки, коллективы граждан могут учреждать пенсионные фонды, не входящие в систему государственного пенсионного обеспечения, и выплачивать из них пенсии в дополнение к государственным. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. утверждено Положение об Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации <***>. Положение о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. <****>

    --------------------------------

<*> ВВС. 1992. N 17. Ст. 890; СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4558.

<**> САПП. 1992. N 12. Ст. 925.

<***> СЗ РФ. 1994. N 31. Ст. 3284.

<****> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3390.

 

7 июля 1995 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" <*>. Благотворительной именуется добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Закон определяет разнообразные цели такой деятельности, называя среди них социальные поддержку и защиту граждан, в том числе улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию инвалидов, содействие защите материнства и детства. Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. Предусмотрены формы, в которых органы государственной власти и местного самоуправления могут оказывать поддержку участникам благотворительной деятельности. Это предоставление налоговых и иных льгот в пределах компетенции и в соответствии с законодательством; материально - техническое обеспечение и субсидирование благотворительных организаций; финансирование на конкурсной основе разрабатываемых последними благотворительных программ; передача в собственность благотворительных организаций на бесплатной или льготной основе государственного или муниципального имущества в процессе его разгосударствления и приватизации.

    -------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3340.

 

Дополнительное, негосударственное социальное обеспечение и благотворительность не получили пока массового распространения и существенно не сказываются на уровне материальной обеспеченности граждан. Однако следует отметить, что поощрение государством дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности нацелено на улучшение жизни нетрудоспособных граждан за счет привлечения нетрадиционных для России финансовых источников. Развитие в перспективе этих новых форм не может служить основанием для свертывания государственного социального обеспечения или понижения его уровня.