Статья 75

.

Статья 75

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

Комментарий к статье 75

Содержание этой статьи направлено на регулирование ряда важнейших вопросов денежно - финансовой системы в Российской Федерации.

В ч. 1 данной статьи установлено, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль, право эмиссии которого, т.е. право выпуска денежных средств в обращение, принадлежит только Центральному банку Российской Федерации.

Это положение ст. 75 следует рассматривать в связи с п. "ж" ст. 71 Конституции, которым денежная эмиссия отнесена к ведению Российской Федерации. Как представляется, понятие денежной эмиссии включает не только выпуск денежных знаков, но и установление объема находящихся в обороте денег.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации.

Поскольку рубль - официальная денежная единица, все расчеты и платежи в государстве проводятся только либо в рублях, либо с применением рубля в качестве единого денежного эквивалента. Именно таким образом оценивается стоимость товаров и услуг, взимаются налоги и сборы, проводятся расчеты при составлении бюджетов Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления.

Прием платежей на территории Российской Федерации осуществляется путем как наличных, так и безналичных расчетов, выраженных в рублях. В период стабилизации российской экономики указами Президента Российской Федерации, например Указом от 14 июня 1992 г. "О дополнительных мерах по ограничению налично - денежного обращения", постановлениями Правительства Российской Федерации и изданными в соответствии с ними актами Центрального банка Российской Федерации установлены некоторые ограничения на расчеты юридических лиц наличными деньгами.

Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке. Закон о валютном регулировании в Российской Федерации был принят в 1992 г.

Существенное значение для стабилизации денежной системы, как и экономической ситуации в стране в целом, имеет указание в п. 1 комментируемой статьи о недопустимости в Российской Федерации введения и эмиссии каких-либо других денег, кроме рубля. Это определяет не только особое значение Центрального банка Российской Федерации в банковской системе страны, но и полномочия государственных банков, созданных в ряде субъектов Российской Федерации, поскольку последние лишены права выпуска любых своего рода "местных" денег. Естественно, что является противозаконным и выпуск каких-либо знаков оплаты, выполняющих функцию денег, любыми другими организациями.

В ч. 2 ст. 75 Конституции установлено, что основной функцией Центрального банка Российской Федерации являются защита и обеспечение устойчивости рубля, что достигается целой совокупностью мер. Среди них следует особо обратить внимание на то, что Центральному банку Российской Федерации принадлежит право регулировать объем находящейся в обращении в нашей стране денежной массы, что способствует поддержанию покупательной способности рубля. Регулирование достигается чаще всего установлением Центральным банком учетных ставок при выдаче кредитов, определением валютных и рублевых нормативов для коммерческих банков и установлением в них минимума обязательных резервов. Закон "О банках и банковской деятельности в РСФСР", регулирующий банковскую деятельность, действует в редакции 1996 г. <*>

    --------------------------------

<*> РГ. 1996. 10 февр.

 

Средством обеспечения курса рубля является также регулирование отношения рубля к иностранной валюте. Для этого Центральный банк Российской Федерации использует в необходимых случаях свои резервы иностранной валюты на межбанковских торгах, а также обеспечивает так называемый "валютный коридор", т.е. гарантирует допустимые пределы колебания курса иностранной валюты по отношению к рублю. Официальный курс иностранных валют, выраженный в рублях, еженедельно публикуется Центральным банком Российской Федерации в печати и официальных изданиях.

Защита рубля обеспечивается и такими мерами, как выпуск денежных купюр, обладающих "средствами защиты", т.е. признаками, позволяющими избежать их подделки фальшивомонетчиками. Средством защиты рубля является установление признаков платежности денежных знаков, а также изъятие из обращения поврежденных и ветхих денежных купюр и пр.

Следует подчеркнуть, что в соответствии с Конституцией Центральный банк Российской Федерации осуществляет свою основную функцию - защиту и обеспечение устойчивости рубля - независимо от других органов государственной власти. Это означает, что оперативная деятельность Центрального банка Российской Федерации осуществляется им самостоятельно и вмешательство в нее других государственных органов недопустимо.

Закон "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" был издан в 1990 г. и действует в редакции 1995 г. (27 декабря 1995 г., N 210-ФЗ).

Надо обратить внимание на то, что в целях гарантии независимости Центрального банка Российской Федерации Конституция установила весьма сложный порядок назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка. В соответствии с п. "г" ст. 83 кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка в Государственную Думу представляет Президент Российской Федерации. Он же ставит перед Государственной Думой и вопрос об освобождении Председателя Центрального банка от должности. Само же назначение на должность и освобождение от должности производятся Государственной Думой (п. "в" ст. 103 Конституции).

Часть 3 ст. 75 Конституции, в соответствии с которой система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом, следует рассматривать с учетом п. "ж" и "з" ст. 71 и п. "и" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации. В них указано, что общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Что же касается установления основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического развития Российской Федерации и установления финансового регулирования, то они отнесены Конституцией к ведению Российской Федерации.

Некоторые исследователи отмечают, что такое распределение в Конституции предметов ведения ограничивает возможность разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами в сфере налогообложения и сборов, а также возможность их разграничения посредством договоров, предусмотренных в ч. 3 ст. 11 Конституции. С этим едва ли можно согласиться, поскольку общие принципы налогообложения и сборов Российской Федерации отнесены как раз к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Следовательно, федеральный закон может предусмотреть, что определенные элементы налогов и сборов могут распределяться между Федерацией и субъектами на основе договоров между ними.

Часть 4 комментируемой статьи посвящена государственным займам. Они могут выпускаться как Российской Федерацией, так и субъектами Российской Федерации и представляют собой разновидность кредитных отношений, в которых, с одной стороны, государство (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), а с другой стороны, физические и юридические лица взаимно принимают на себя обязательства. Государство, равно как и другие участники отношений по займу, должно выполнять принятые на себя обязательства в соответствии с требованиями гл. 23 "Обеспечение исполнения обязательств" Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как правило, займы выпускаются на определенный срок и под установленные проценты. Важно отметить, что государственные займы, в том числе и займы субъектов Федерации, выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом.

В тексте ч. 4 ст. 75 специально обусловливается также, что государственные займы размещаются на добровольной основе, что означает запрещение органам государства в какой бы то ни было форме обязывать заимодавцев приобретать заемные обязательства.