Статья 76

.

Статья 76

1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Комментарий к статье 76

Эта статья Конституции устанавливает порядок и пределы действия федеральных законов, их основные виды и соотношение между собой (ч. 1 и 3 ст. 76), а также регламентирует взаимодействие федеральных законов, с одной стороны, и законодательных и иных актов субъектов Российской Федерации - с другой (ч. 1 - 2, 4 - 6 ст. 76).

При применении положений данной статьи необходимо учитывать другие положения Конституции - о федеральных законах, законодательстве и иных актах субъектов Федерации (ст. 4, 15, 108); о составе Российской Федерации, ее государственной целостности, об иных принципах федеративного устройства (ст. 5, ч. 2 ст. 65, ст. 67 - 69); о статусе субъектов Российской Федерации (ст. 5, 66); о предметах ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 71 - 73).

Следует учитывать также положения Федеративного договора, т.е. Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, заключенных 31 марта 1992 г., и договоров, заключенных позднее по данным вопросам между Российской Федерацией и отдельными субъектами Федерации (например, с Татарстаном, Башкортостаном, Свердловской и Калининградской областями). Положения таких договоров не могут противоречить положениям Конституции Российской Федерации.

Часть 1 ст. 76 Конституции устанавливает пределы действия федеральных конституционных законов и федеральных законов, которые издаются по предметам ведения Российской Федерации. Речь идет, таким образом, о той группе законов России, которые издаются только (исключительно) Федеральным Собранием Российской Федерации, по предметам ведения, указанным в ст. 71 Конституции. Субъекты Федерации не вправе устанавливать по этим вопросам самостоятельное регулирование.

В ч. 1 ст. 76 сказано, что все такие законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Такое указание является важной гарантией единообразного действия и применения федеральных законов на территории всех субъектов Российской Федерации.

Прямое действие федеральных законов не исключает принятия подзаконных актов по данному кругу вопросов. Это могут быть акты Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств. Однако подзаконные акты, во-первых, не могут выходить за рамки установленных федеральными законами норм. А во-вторых, принятие подзаконных актов ни в коей мере не отменяет действия норм федеральных законов, на которые суды, другие органы государства и местного самоуправления вправе (и обязаны) ссылаться в обоснование своих решений, а стороны судебного или административного разбирательства (граждане, их объединения и другие юридические лица) вправе апеллировать к нормам закона и имеют возможность оспаривать те или иные подзаконные нормы перед соответствующими инстанциями. Прямое действие норм федеральных законов порождает также соответствующие им юридические последствия и в случае, если подзаконные нормы не установлены.

Статья 76 Конституции содержит также важные, новые для российской Конституции положения о взаимоотношении федеральных конституционных законов и федеральных законов. В ч. 1 данной статьи установлено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. В ч. 3 той же статьи закрепляется соотношение между обоими названными в ч. 1 ст. 76 федеральными законами: федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Иначе говоря, федеральные конституционные законы имеют большую юридическую силу, чем иные федеральные законы. Данное правило является новым в конституционном праве Российской Федерации, и его соблюдению следует уделить особое внимание в правоприменительной практике. Особенности принятия конституционных законов, а также круг законов, относимых к числу конституционных, установлены ст. 108 Конституции (см. комментарий к данной статье).

Следует, однако, иметь в виду, что термин "федеральные законы" употребляется в Конституции не только в смысле "закона, не имеющего юридической силы конституционного", но и в обобщенном значении, охватывающем все федеральные законы (см. комментарий к ч. 4, а также ст. 90, 98, ч. 1 ст. 105, ч. 1 и 3 ст. 115, ч. 1 ст. 120, ст. 133 и другие статьи Конституции).

Часть 2 ст. 76 Конституции устанавливает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Здесь важно иметь в виду именно слова "принимаемые в соответствии с ними", поскольку только при соблюдении этого условия законы или иные акты республик и иных субъектов Федерации будут иметь юридическую силу и могут применяться судами и иными органами, организациями и гражданами (см. ч. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 15).

Часть 4 ст. 76 Конституции устанавливает важное конституционное право республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Такое собственное правовое регулирование может устанавливаться вне пределов ведения Российской Федерации и ее совместного ведения с субъектами Федерации. По предметам ведения Российской Федерации, предусмотренным ст. 71 Конституции, издаются только федеральные законы, поэтому собственное правовое регулирование субъектами Федерации исключается.

Что же касается предметов совместного ведения (ст. 72 Конституции), то уточнение пределов собственного регулирования субъектов Федерации практически возможно только при издании отраслевых и иных законов Российской Федерации, в частности кодексов и иных федеральных законов в области трудового, земельного, административного и многих других отраслей законодательства и комплексных массивов правового регулирования (в области охраны окружающей природной среды и здоровья граждан, культуры, образования и т.п.).

Некоторые уточнения вносились по вопросам пределов собственного регулирования субъектов Федерации также и Федеративным договором (п. 2 ст. 11 всех видов договоров). Однако в договорах, заключенных между Федерацией, с одной стороны, и республиками, а также с краями, областями и городами федерального значения - с другой, было предусмотрено издание Федерацией только Основ законодательства по предметам совместного ведения. Новая Конституция 1993 г. в ч. 2 ст. 76 предусматривает издание по всем вопросам совместного ведения федеральных законов. К ним могут относиться как ранее изданные Основы законодательства Российской Федерации (например, об охране здоровья граждан, о культуре), так и кодексы, иные законы. На федеральные законы, а не только на основы законодательства указывает и ч. 5 и 6 ст. 76 (см. об этом далее). Поэтому указанные выше положения Федеративного договора в настоящее время не действуют, поскольку согласно ч. 1 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции действует норма ч. 2 ст. 76, предусматривающая издание федеральных законов любого содержания по предметам совместного ведения. В настоящее время термин "основы законодательства", воспринятый до принятия новой Конституции по аналогии с практикой бывшего союзного законодательства, постепенно уходит в прошлое, а законы Российской Федерации уже в своем заголовке содержат указание на "основы" или "основные принципы" федерального закона, оставляя простор для правового регулирования в конкретных нормах федерального закона (см., например, Федеральные законы "Об основах государственной службы в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Поэтому коллизия п. 2 ст. 11 названных договоров с действующей Конституцией в перспективе может утратить свое значение.

Часть 5 ст. 76 устанавливает гарантии и пределы действия и применения федеральных законов, изданных по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ч. 1 и 2 ст. 76). По данным предметам ведения законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия между федеральным законом и "иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон". Тем самым установлен прямой приоритет федеральных законов, принятых в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции.

Из данного положения вытекают два практических последствия:

- любой акт субъекта Федерации, в том числе и закон республики в составе Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, изданному по предметам исключительного ведения Российской Федерации и ее совместного ведения с субъектами Федерации, не подлежит применению, так как, согласно Конституции, действует федеральный закон;

- приоритет федерального закона относится также и ко всем иным нормативным правовым актам, изданным в Российской Федерации, - актам федеральных органов - Правительства, федеральных министерств, государственных комитетов и иных ведомств, поскольку они также "изданы в Российской Федерации".

Из данной формулы вытекает также то, что приоритет федерального закона распространяется и на указы Президента Российской Федерации, поскольку его указы и распоряжения не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции).

Часть 6 ст. 76 устанавливает важную гарантию приоритета нормативного правового акта субъекта Федерации в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с ч. 4 этой же статьи. Это означает, что при наличии такого противоречия действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Такого ясного признания приоритета не только законов, но и иных актов (например, уставов) субъектов Федерации не содержалось в текстах прежних Конституций РСФСР и России. Признание приоритета актов субъектов Федерации по вопросам их собственного регулирования полностью соответствует ст. 73 Конституции и юридически гарантирует то положение, что субъекты Федерации вне пределов, указанных в данной статье, "обладают всей полнотой государственной власти".

Разумеется, и по этим вопросам возможны споры в Конституционном Суде Российской Федерации, однако такие споры могут разрешаться только с сохранением приоритета действия нормативного акта субъекта Федерации, изданного в соответствии с п. 4 ст. 76 Конституции.

Во всех частях ст. 76 речь идет о порядке разрешения противоречий между федеральными законами и нормативными правовыми актами. Это, однако, не означает, что законам могут противоречить соответствующие ненормативные акты, в частности акты о назначении либо смещении должностных лиц, изданные с нарушением федерального закона, имеющего приоритет по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, либо закона субъекта Федерации по вопросам, отнесенным к его полному ведению в соответствии со ст. 73 и ч. 4 ст. 76 Конституции.

Индивидуальные правовые акты должны соответствовать нормативным, а если федеральный закон имеет приоритет перед тем или иным нормативным актом, то закону не может противоречить и соответствующий индивидуальный либо иной ненормативный акт. В случае его расхождения с законом действует именно закон.