Статья 87

.

Статья 87

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Комментарий к статье 87

Президент Российской Федерации как глава государства и Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации определяет основные направления оборонной политики и осуществляет руководство обороной страны.

В законодательстве под обороной понимается вся система политических, экономических, военных, военно - технических, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также собственно защиты населения, территории и суверенитета Российской Федерации.

Оборона организуется и осуществляется в соответствии с международным правом, международными соглашениями, Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и военной доктриной Российской Федерации, которая утверждается главой государства, являющимся Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Для обороны с применением средств вооруженной борьбы созданы Вооруженные Силы Российской Федерации и установлена воинская обязанность граждан Российской Федерации.

Отличительная особенность государственного управления в области обороны состоит в высокой степени его централизации. Деятельность органов управления обороной на всех уровнях осуществляется на основе обеспечения безопасности, боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, умения выполнить поставленные перед ними задачи по обороне страны; законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, централизации управления, единоначалия, комплектования войск военнослужащими, проходящими военную службу по призыву и по контракту.

Оборона является одной из важнейших функций государства, элементом и гарантом безопасности. Указанные положения об основах обороны являются исходными в определении правового статуса Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, объема и характера его полномочий по защите безопасности и целостности государства.

В соответствии с Законом РФ "Об обороне" <*> Президент утверждает концепцию и планы строительства, планы применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационные планы экономики, а также планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования территории страны в интересах обороны.

    --------------------------------

<*> ВВС. 1992. N 42. Ст. 2331; САПП. 1993. N 52. Ст. 5086.

 

Правовой статус Министерства обороны закрепляется Президентом, который утверждает Положение о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Закона "Об обороне" Правительство Российской Федерации несет ответственность за состояние Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск и организует их оснащение оружием и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами в соответствии с заказами Министерства обороны России.

Министр обороны Российской Федерации входит в состав Правительства и работает под руководством Председателя Правительства Российской Федерации. С другой стороны, Министерство обороны входит в число федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту России по вопросам, закрепленным за ним федеральной Конституцией, либо в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Практическая деятельность Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации предусматривает руководство всеми важнейшими направлениями работы Министерства обороны.

Сошлемся в этой связи на совместную деятельность Президента и Правительства по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О мерах по укреплению финансовой дисциплины при исполнении федерального бюджета" от 28 февраля 1995 г. <*> Правительство Российской Федерации одобрило предложение Министерства обороны Российской Федерации, согласованное с Министерством финансов Российской Федерации о неотложных мерах по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и постановило внести на рассмотрение Президента Российской Федерации проект указа по данному вопросу <**>.

    --------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 860.

<**> СЗ РФ. 1995. N 37. Ст. 3640.

 

Законодательство об обороне устанавливает формы и методы взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации с другими войсками и более детально определяет полномочия Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации. Так, в соответствии с Федеральным законом "О Железнодорожных войсках Российской Федерации" <*> федеральный орган управления Железнодорожными войсками обеспечивает постоянную боевую и мобилизационную готовность воинских частей, организует подготовку подчиненных штабов и воинских частей к совместным действиям с Вооруженными Силами Российской Федерации и другими войсками с целью обороны.

    --------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3202.

 

Данный Закон устанавливает, что Президент утверждает Положение о Железнодорожных войсках Российской Федерации, назначает на должность и освобождает от должности командующего Железнодорожными войсками, а также утверждает структуру, штатную численность военнослужащих и состав Железнодорожных войск до соединения включительно.

Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. утверждены Положение о Железнодорожных войсках Российской Федерации и Положение о Федеральной службе Железнодорожных войск Российской Федерации, а также структура и состав Железнодорожных войск Российской Федерации (в мирное время) <*>.

    --------------------------------

<*> РГ. 1996. 30 янв.

 

В полномочия Президента входят издание указов о призыве граждан на военную службу (с указанием численности призывников), а также утверждение плана гражданской обороны Российской Федерации и Положения о территориальной обороне.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации о призыве граждан Российской Федерации на военную службу в октябре - декабре 1995 г. и об увольнении с военной службы солдат, матросов, сержантов, старшин и военных строителей, выслуживших установленные сроки военной службы, от 27 сентября 1995 г. <*> федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, вели дополнительный набор граждан для прохождения военной службы в добровольном порядке по контракту на должностях, комплектуемых сержантами, старшинами, солдатами и матросами.

    --------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 40. Ст. 3798.

 

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами утверждает планы дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещения военных объектов, объектов по ликвидации оружия массового поражения и ядерных отходов на территории страны.

Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности и разоружения.

Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. утвержден Стратегический курс Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, которым должны неукоснительно руководствоваться в своей практической деятельности органы исполнительной власти всех уровней <*>.

    --------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 38. Ст. 3667.

 

В сфере национальной безопасности предполагается создать систему коллективной безопасности на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ) от 15 мая 1992 г. и двусторонних соглашений между государствами СНГ, поощрять намерение государств - участников ДКБ объединиться в оборонный союз на базе общности интересов и военно - политических целей.

Указ Президента от 14 сентября 1995 г. требует последовательно вести работу по упорядочению механизма выполнения достигнутых в рамках СНГ соглашений в оборонной области, сохранению на основе взаимной договоренности объектов военной инфраструктуры, а в случае обоюдного интереса - переходить на принцип военного базирования, четко регламентируя при этом правовое положение российских военных баз, а также статус военнослужащих и членов их семей, находящихся в этих государствах.

Указ Президента от 14 сентября 1995 г. предусматривает решение этих вопросов адекватно военно - политической обстановке, складывающейся в каждом государстве СНГ, ставит задачи добиваться от государств СНГ выполнения обязательства воздерживаться от участия в союзах и блоках, направленных против любого из этих государств, углублять сотрудничество между государствами СНГ в сфере безопасности государственных границ.

В соответствии с Федеральным законом "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" от 23 июня 1995 г. <*> Президент принимает решение о направлении за пределы территории Российской Федерации отдельных военнослужащих для участия в миротворческой деятельности.

    --------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2401.

 

Статья 7 этого Закона устанавливает, что решение о направлении за пределы территории Российской Федерации воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в миротворческой деятельности принимается Президентом Российской Федерации на основании постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

Предложение, вносимое Президентом Российской Федерации в Совет Федерации, должно включать сведения о районе действий указанных воинских формирований, об их задачах, общей численности, о типе и составе вооружений, подчиненности, сроке пребывания или порядке его продления, порядке замены и об условиях вывода, а также об устанавливаемых в соответствии с федеральными законами дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим воинских формирований и членам их семей.

Президентом принимается решение об отзыве указанных формирований, если в связи с изменением международной военно - политической обстановки дальнейшее их участие в миротворческой деятельности становится нецелесообразным.

О принятых решениях Президент информирует Совет Федерации и Государственную Думу.

В соответствии с Положением о военно - техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 5 октября 1995 г. <*>, Президент Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации принимает решения по следующим вопросам военно - технического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами:

    --------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 41. Ст. 3876.

 

утверждение концептуальных подходов к военно - техническому сотрудничеству;

заключение межгосударственных договоров Российской Федерации о военно - техническом сотрудничестве;

определение перечня зарубежных стран, военно - техническое сотрудничество с которыми запрещено или ограничено;

установление военно - технического сотрудничества с зарубежными странами, с которыми оно ранее не осуществлялось;

приостановление, прекращение и возобновление военно - технического сотрудничества;

утверждение перечня продукции, работ (услуг) военного назначения, разрешенных к поставке на экспорт;

показ и поставка вооружения и военной техники, не включенных в перечень вооружения и военной техники, разрешенных к экспорту;

передача лицензий на производство продукции военного назначения зарубежным странам;

сотрудничество с зарубежными странами в области разработок вооружения и военной техники и иной продукции военного назначения;

оказание военно - технической помощи зарубежным странам.

Порядок объявления военного положения предусматривает издание указа Президентом Российской Федерации (п. "б" ч. 1 ст. 102), который утверждается с соблюдением процедуры принятия актов Советом Федерации.

Незамедлительное сообщение о введении военного положения доводится Президентом до Совета Федерации и Государственной Думы.

Нельзя исключать возможности внесения Советом Федерации изменений и дополнений в текст рассматриваемого и утверждаемого указа Президента.

Вполне понятно, что эти изменения и дополнения должны быть согласованы с Президентом и приняты им. В противном случае указ не может быть действующим актом. Следует иметь в виду, что вопросы об объявлении и введении военного положения в интересах обороны страны и обеспечения правопорядка, законности и безопасности должны быть решены незамедлительно.

Военное положение, вводимое Президентом в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, представляет собой особый правовой режим жизнедеятельности государства и общества. Этот режим предусматривает наделение органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также формируемых органов государственного управления военного времени, военных властей правами по реализации функций, обеспечивающих выполнение должностными лицами и гражданами возложенных на них обязанностей.

В условиях военного положения органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, организации, учреждения обязываются оказывать полное содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для нужд обороны, обеспечения общественного порядка и безопасности.

В интересах обороны страны, безопасности государства, защиты конституционного строя, обеспечения в экстремальной ситуации гарантированной защиты прав и свобод человека и гражданина, неукоснительного исполнения установленных для должностных лиц и граждан обязанностей в обстановке военного времени могут предусматриваться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия.

Детально режим военного положения должен быть определен федеральным конституционным законом.