Статья 91

.

Статья 91

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

Комментарий к статье 91

Комментируемая статья - одна из самых кратких в Конституции. Неприкосновенность означает защищенность от всяких посягательств со стороны кого бы то ни было, а лицо, пользующееся неприкосновенностью, защищается государством от противоправных посягательств.

Предоставление Президенту Российской Федерации конституционной гарантии неприкосновенности обусловлено прежде всего чрезвычайной важностью и ответственностью его полномочий как главы государства и гаранта Конституции, а также тем, что он избран всенародным голосованием.

Полнота понятия "неприкосновенность" имеет для Президента особое значение, поскольку ему приходится принимать крупные политические решения, которые могут вызвать не только поддержку, но и недовольство отдельных граждан и организаций. Президент, пользующийся гарантией неприкосновенности, свободен принимать решения, исходя только из своего представления об интересах государства.

Гарантия неприкосновенности, установленная ст. 91 Конституции, означает, что Президент не может быть привлечен к любой установленной федеральным законом ответственности, в том числе уголовной, административной и гражданской, подвергнут насильственному осмотру, обыску, аресту, задержанию или иному ограничению его личной свободы.

Гарантия неприкосновенности действует только в период нахождения в должности.

Неприкосновенность никоим образом не связывается с безответственностью и вседозволенностью. Конституция возлагает на Президента Российской Федерации обязанности, предполагающие его высокую ответственность за свои действия. Это обстоятельство подчеркивается в Конституции тем, что она предусматривает возможность отрешения Президента от должности на основании сложной процедуры, следующей за обвинением его в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (см. ст. 93 и комментарий к ней).

Конституция Российской Федерации предусматривает также возможность обращения с запросами о признании нормативных актов Президента не соответствующими Конституции (см. п. "а" ч. 2 ст. 125).

Положение российской Конституции о неприкосновенности главы государства соответствует мировой практике конституционализма. В той или иной форме практически все конституции иностранных государств предусматривают неприкосновенность главы государства. Так, в ст. 68 Конституции Франции 1958 г. установлено, что Президент Республики не несет ответственности за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, кроме случаев государственной измены. В соответствии с одной из старейших республиканских конституций - Конституцией США 1787 г. - Президент может быть отстранен от должности, если при осуждении в порядке импичмента он будет признан виновным в измене, взяточничестве либо других тяжких преступлениях и правонарушениях (раздел 4 ст. II).

В конституциях многих стран нередко устанавливается неприкосновенность не только главы государства, но и других должностных лиц, которые, по мнению законодателя, нуждаются в особой защите, обеспечивающей им свободу исполнения служебных обязанностей. В нашей стране в соответствии с Конституцией предусмотрена неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (см. комментарий к ст. 98). В Конституции Франции также установлены ограничения ответственности членов парламента и членов правительства за действия, совершенные ими при исполнении своих обязанностей. Чаще всего гарантии неприкосновенности этих лиц значительно уже, чем гарантии, предоставляемые главе государства.