Статья 97

.

Статья 97

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Комментарий к статье 97

В ст. 97 определены требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты Государственной Думы, и содержится ряд условий, соблюдение которых должно быть обеспечено после избрания гражданина депутатом Государственной Думы. В случае избрания депутатом вступает в силу институт несовместимости депутатского мандата с занятием определенной должности (видом деятельности).

В ч. 1 статьи определено дополнительное условие приобретения гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права (права быть избранным) при выборах депутатов Государственной Думы: достижение гражданином 21 года. Такое решение вопроса о возрасте кандидатов в депутаты определяется сложностью задач, которые приходится решать депутатам Государственной Думы.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 21 июня 1995 г. <*> право избирать депутатов Государственной Думы имеет гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 18 лет. За исключением возрастного ценза, активное избирательное право (право избирать) и пассивное избирательное право (право быть избранным) совпадают по своим условиям. Общие условия приобретения избирательных прав сформулированы в ст. 32 Конституции: право быть избранным принадлежит любому гражданину Российской Федерации, за исключением случаев, если он признан судом недееспособным либо содержится в местах лишения свободы по приговору суда. Указанные ограничения носят временный характер, т.е. избирательные права граждан подлежат восстановлению в полном объеме после исполнения наказания в виде лишения свободы по приговору суда либо после признания гражданина дееспособным по решению суда.

    -------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2398.

 

Согласно ст. 29 ГК 1994 г. гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном ГПК.

Граждане, страдающие психическими заболеваниями, но не признанные судом недееспособными, участвуют в выборах на равных основаниях. Какие-либо ограничения их избирательных прав противоречат Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от 6 декабря 1994 г. <*>, а также Федеральному закону "О выборах депутатов Государственной Думы".

    -------------------------------

<*> СЗ РФ. 1994. N 33. Ст. 3406.

 

Не участвуют в выборах лица, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Лица, находящиеся под стражей до вступления в законную силу приговора суда, имеют право избирать и быть избранными. Лица, находящиеся в следственном изоляторе и изоляторе временного содержания за административные правонарушения, а также задержанные или арестованные по подозрению в совершении преступления, также имеют право избирать и быть избранными. Осуществление указанными лицами отдельных избирательных действий (участие в предвыборных мероприятиях, посещение избирательных комиссий и т.д.) является ограниченным в силу нахождения этих лиц под стражей.

Статус депутатов Государственной Думы предполагает их работу в парламенте на постоянной основе. В силу этого обстоятельства для депутатов Государственной Думы Конституцией установлен запрет на совмещение мандата депутата Государственной Думы с мандатом члена Совета Федерации, а равно депутата другого представительного органа государственной власти и органа местного самоуправления. Данный запрет позволяет обеспечить выполнение Государственной Думой функций, возложенных на нее Конституцией Российской Федерации, независимо от других государственных органов и органов местного самоуправления.

Статус депутата Государственной Думы, т.е. его права, обязанности, ответственность, гарантии деятельности, определены в Федеральном законе "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. <*> Согласно ст. 1 этого Закона депутат Государственной Думы определяется как избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные Конституцией и данным Федеральным законом.

    -------------------------------

<*> СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 74.

 

Конституция не устанавливает императивный характер депутатского мандата, т.е. депутат Государственной Думы свободен в выборе направленности своей парламентской деятельности, способов и путей выражения в законодательном органе воли всего народа Российской Федерации, представителем которого он является. Конституция не содержит таких атрибутов императивного мандата, как наказы избирателей, отзыв депутата, обязанность депутата отчитываться перед избирателями, а равно избирательными объединениями о своей работе.

Принятие Федерального закона "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", одновременно определяющего статус членов обеих палат парламента, было вызвано тем, что, согласно ч. 7 раздела второго Конституции Российской Федерации "Заключительные и переходные положения", Совет Федерации первого созыва избирался сроком на два года. Таким образом в Конституции прямо определено, что члены Совета Федерации первого созыва являлись избираемыми представителями, т.е. депутатами. В будущем возможно принятие отдельных федеральных законов о статусе депутата Государственной Думы и статусе члена Совета Федерации.

Требование о несовместимости мандата депутата Государственной Думы с пребыванием на государственной службе и занятием другой оплачиваемой деятельностью вытекает из необходимости сосредоточения деятельности депутата Государственной Думы на его постоянной парламентской деятельности. Кроме того, это необходимо для обеспечения независимого, беспристрастного осуществления парламентариями своих депутатских обязанностей. Понятие государственной службы определено в Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. <*> Согласно ст. 2 данного Закона под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная служба включает в себя:

    -------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 290.

 

1) федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;

2) государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.

Исключение из запрета, содержащегося в ч. 3 ст. 97 Конституции, предусмотрено только для лиц, профессионально занимающихся преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. На оплачиваемые административные должности в учреждениях науки, культуры, учебных учреждениях это исключение не распространяется.

В соответствии со ст. 64 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" кандидат, избранный депутатом Государственной Думы, в трехдневный срок в письменной форме обязан сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата Государственной Думы. Только после сложения указанных обязанностей соответствующая избирательная комиссия проводит регистрацию избранного депутата Государственной Думы.