Статья 103
.Статья 103
1. К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
е) объявление амнистии;
ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Комментарий к статье 103
В данной статье Конституции перечислены вопросы, решение которых относится к исключительному ведению Государственной Думы. Вместе с тем перечень вопросов, содержащийся в ст. 103, не является исчерпывающим, ряд полномочий Государственной Думы содержится и в других статьях Конституции (см., например, ст. 104, 105, 108). Отдельные полномочия Государственной Думы могут содержаться в федеральных законах. Так, согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от 6 декабря 1994 г. <*> Государственная Дума назначает пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Согласно Закону РСФСР "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 2 декабря 1990 г. (с изменениями и дополнениями) <**> члены Совета директоров Банка России назначаются на должность Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации (ст. 13), а ряд членов Национального банковского совета при Банке России назначаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России (ст. 20).
-------------------------------
<*> СЗ РФ. 1994. N 33. Ст. 3406.
<**> ВВС. 1990. N 27. Ст. 356; 1992. N 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1593.
Участие Государственной Думы в процессе формирования Правительства Российской Федерации является важнейшим проявлением взаимодействия законодательной и исполнительной властей на федеральном уровне, что вытекает из принципа разделения властей, установленного ст. 10 Конституции Российской Федерации. Данный принцип предполагает наряду с разграничением функций законодательной, исполнительной и судебной власти их взаимодействие (включающее взаимное влияние, контроль). В американской конституционной теории система взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной властей получила название системы сдержек и противовесов. Каждая из властей в присущих ей формах сдерживает и ограничивает другие. Данная формула является универсальной для любой системы органов государственной власти, в основу организации которой положен принцип разделения властей.
Согласие Государственной Думы на назначение Председателя Правительства Российской Федерации является основной позитивной формой воздействия законодательной власти на формирование власти исполнительной. При решении вопроса о согласии на назначение Президентом Российской Федерации главы Правительства Государственная Дума не только оценивает личные качества кандидата, названного Президентом, а по сути дает согласие на проведение Правительством определенного политического курса. Согласно ст. 37 Регламента Государственной Думы <*> кандидат на должность Председателя Правительства Российской Федерации докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства.
-------------------------------
<*> Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации 1994. N 3. Ст. 160.
Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру на должность Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре (ч. 3 ст. 111 Конституции и ст. 136 Регламента). Решение о даче согласия на назначение Председателя Правительства принимается по усмотрению Государственной Думы тайным голосованием путем подачи бюллетеней или с применением электронной системы (ст. 138 Регламента).
Конституция предусматривает ограничения возможностей Государственной Думы по отклонению кандидатур на должность Председателя Правительства, представленных Президентом. Согласно ч. 4 ст. 111 Конституции Российской Федерации после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Данная норма ориентирует как Государственную Думу, так и главу государства на принятие ответственных, неконфронтационных решений, поиск в необходимых случаях компромисса. Несмотря на то, что, согласно ч. 4 ст. 111, последнее слово в решении возможных коллизий с Государственной Думой при назначении Председателя Правительства предоставлено Президенту, это не означает игнорирование мнения парламента о главе Правительства и направлениях его деятельности. Вновь избранная после роспуска Государственная Дума в соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации может поставить вопрос о доверии Правительству. В случае выражения недоверия Правительству, согласно ч. 3 ст. 109, Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания.
Постановка вопроса о недоверии Правительству является наиболее серьезной формой воздействия законодательной власти на исполнительную. Конституция не указывает конкретных оснований, которые могут приводиться Государственной Думой при вынесении вотума недоверия Правительству. Поводом для недоверия Правительству может быть несогласие большинства депутатов с социально - экономической политикой, проводимой Правительством, ненадлежащее исполнение Правительством федеральных законов, совершение членами Правительства серьезных правонарушений и т.д.
Вопрос о доверии Правительству решается Государственной Думой как по собственной инициативе, так и по инициативе Председателя Правительства Российской Федерации (ст. 117 Конституции).
Назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации регулируется п. "г" ст. 83 и п. "в" ч. 1 ст. 103 Конституции, Федеральным законом "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", а также Регламентом Государственной Думы. Статья 12 указанного Федерального закона устанавливает:
"Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов.
Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий Председателя Банка России.
В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок с момента освобождения.
В случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз.
Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.
Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации.
Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в следующих случаях:
1) истечения срока полномочий;
2) невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;
3) личного заявления об отставке;
4) совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
5) нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России".
Согласно Регламенту Государственной Думы (ст. 159, 162) кандидатура на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации, а также представление Президента Российской Федерации об освобождении его от должности предварительно рассматриваются на заседании Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, который выносит свое заключение, представляемое Государственной Думе.
Счетная палата образуется Советом Федерации и Государственной Думой для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета (ст. 101 Конституции). Формирование состава осуществляется палатами парламента на паритетных началах. При этом Государственная Дума назначает на должность Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. Согласно Федеральному закону "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995 г. <*> Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчетным ему (ст. 1). Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет (ст. 5 Федерального закона). При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет (ст. 6 Федерального закона).
-------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167.
Пунктом "д" ч. 1 ст. 103 Конституции учреждена новая для нашей страны должность - Уполномоченного по правам человека, назначаемого Государственной Думой. Тем самым предусмотрен способ парламентского контроля в сфере обеспечения прав человека и гражданина. Деятельность Уполномоченного по правам человека регулируется федеральным конституционным законом. Согласно мировой практике подобное должностное лицо (омбудсмен) оперативно защищает права личности прежде всего от злоупотреблений в сфере управления.
По законодательству государств с устойчивыми демократическими традициями парламентский уполномоченный по правам человека не только реагирует на заявления граждан, но и действует по собственной инициативе. Существует практика обращения депутатов к уполномоченному в связи с защитой интересов своих избирателей.
Федеративное устройство России предполагает возможность учреждения должности уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации. Ряд субъектов Российской Федерации в своих конституциях, уставах уже предусмотрели создание института уполномоченного по правам человека. В этой связи федеральный конституционный закон должен содержать процедуры взаимодействия федерального Уполномоченного по правам человека и уполномоченных по правам человека субъектов Российской Федерации.
На должность уполномоченного по правам человека, как правило, назначается лицо, обладающее обширными знаниями в области юриспруденции, пользующееся авторитетом у широкой общественности.
Деятельность уполномоченного по правам человека позволяет не только защищать права и свободы человека в конкретных случаях, но и выявлять общие недостатки деятельности органов управления в ежегодных посланиях уполномоченного парламенту. Действуя специфическими методами при осуществлении защиты прав и свобод человека в сфере управления, уполномоченный по правам человека не дублирует деятельность прокуратуры, суда, иных органов охраны правопорядка.
Государственная Дума принимает решение об объявлении амнистии, т.е. освобождении от наказания лиц, совершивших преступления. Акты амнистии принимаются не в отношении конкретных лиц, совершивших преступления, а применяются ко всем лицам, совершившим преступления, на которых распространяется амнистия. Как правило, объявление амнистии приурочивается к значительным государственным праздникам, юбилеям, важным событиям в жизни государства и общества. В соответствии со ст. 168 Регламента Государственной Думы объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем принятия постановлений об объявлении амнистии и о порядке исполнения амнистии.
Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента Российской Федераций для отрешения его от должности в порядке, предусмотренном ст. 93 Конституции. Предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности может быть внесено по инициативе не менее 1/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту Российской Федерации, а также обоснование его причастности к этому преступлению.
Согласно ст. 93 Конституции и ст. 164 Регламента Государственной Думы предложение о выдвижении обвинения против Президента направляется Государственной Думой на заключение специальной комиссии, образуемой палатой, для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, а также в Верховный Суд Российской Федерации для дачи заключения о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления. Специальная комиссия избирается Государственной Думой в составе председателя, его заместителя и 10 - 12 членов. Председатель комиссии избирается Государственной Думой путем открытого голосования большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Члены комиссии избираются палатой по представлению фракций и депутатских групп общим списком большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Статья 165 Регламента Государственной Думы предусматривает следующие полномочия указанной комиссии: комиссия проверяет обоснованность выдвинутого против Президента обвинения, соблюдение кворума, необходимого для выдвижения обвинения, правильность подсчета голосов и других процедурных правил, установленных Регламентом. Специальная комиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, которые могут сообщить о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, рассматривает соответствующие документы, заслушивает представителя Президента Российской Федерации. Комиссия большинством голосов ее членов принимает заключение о наличии фактических обстоятельств, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, и о соблюдении процедуры выдвижения такого обвинения.
Затем предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации и заключение специальной комиссии рассматриваются на заседании Государственной Думы. В соответствии со ст. 93 Конституции Российской Федерации и ст. 167 Регламента Государственной Думы по итогам обсуждения 2/3 голосов от общего числа депутатов палаты Государственная Дума принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности. Постановление принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации в пятидневный срок направляется в Совет Федерации.
Государственная Дума принимает постановления по вопросам, предусмотренным ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации, а также ст. 125 и 134 Конституции. В соответствии со ст. 125 и 134 Государственная Дума принимает постановления о запросе в Конституционный Суд Российской Федерации и о внесении предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Статьей 84 Регламента Государственной Думы предусмотрено, что Государственная Дума принимает постановления и по другим вопросам своей компетенции. Постановления Государственной Думы могут приниматься по вопросам организации ее работы, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 85 Регламента Государственной Думы установлено, что Государственная Дума вправе принимать заявления и обращения, которые оформляются постановлением палаты. Как показала практика работы Государственной Думы в 1993 - 1995 гг., постановления Государственной Думы принимаются по широкому кругу вопросов, часто содержат рекомендации исполнительным органам государственной власти. Так, Постановление Государственной Думы "О гуманном отношении к нуждам населения Абхазии" от 24 февраля 1995 г. содержит рекомендации Правительству Российской Федерации по смягчению пограничного режима на границе с Абхазией.
Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если Конституцией не установлен иной порядок принятия решений. Принятие постановления большинством в 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы предусмотрено, в частности, ч. 2 ст. 93 Конституции. Под общим числом депутатов следует понимать количественный состав Государственной Думы, определенный ст. 95 Конституции, - 450 депутатов.