Статья 106

.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Комментарий к статье 106

Эта статья так же, как и ст. 100 - 105, касается "разделения труда" между двумя палатами Федерального Собрания, но теперь уже в аспекте установления двух разных видов процедур одобрения верхней палатой федеральных законов, принятых Государственной Думой.

Все законы, принятые Государственной Думой, передаются на рассмотрение Совета Федерации (ч. 3 ст. 105), что призвано обеспечить учет его мнения в законотворческом процессе. Далее Совет Федерации сам решает, рассматривать или не рассматривать поступивший закон по существу на своем заседании. Таково общее правило, вытекающее из ч. 4 ст. 105 Конституции Российской Федерации. Статья 106 фиксирует исключение из этого общего правила, перечисляя законы, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации.

Все законы, обозначенные в ст. 106, принимаются по вопросам, относящимся к исключительному ведению Российской Федерации (см. п. "ж", "з", "к", "н" ст. 71 Конституции), причем выбраны лишь наиболее важные проблемы, связанные с регулированием отношений в таких сферах, как бюджет, финансы, таможенное дело, международные договоры, защита безопасности государства. Эти вопросы, безусловно, затрагивают интересы как Федерации в целом, так и ее субъектов.

Перечень составлен с учетом мировой практики федеративных государств, где вопросы именно такого характера решаются верхними палатами парламента, в которых мнение составляющих Федерацию частей представлено наиболее полно. Через обязательное обсуждение в верхней палате, где на равноправной основе работают представители всех субъектов Федерации, происходит согласование интересов Федерации и ее субъектов.

Кроме названных в ст. 106 законов обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат также все федеральные конституционные законы. Такой вывод следует из сопоставительного анализа ст. 106 и 108 Конституции (см. комментарий к ст. 108).

Сокращение перечня законов, рассмотрение которых в Совете Федерации является обязательным, возможно только путем внесения изменений в Конституцию Российской Федерации. Что касается расширения этого перечня, то этот вопрос может быть решен самим Советом Федерации.

В ст. 106 ничего не говорится о сроках "обязательного рассмотрения". В связи с этим возникла необходимость разъяснить, распространяется ли общий четырнадцатидневный срок, установленный ч. 4 ст. 105 Конституции для рассмотрения и одобрения федеральных законов в Совете Федерации, на законы, перечисленные в ст. 106, или Совет Федерации может самостоятельно установить сроки "обязательного рассмотрения" в своем Регламенте. По этому поводу 23 марта 1995 г. было вынесено Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о толковании ч. 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции Российской Федерации <*>.

    --------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 13. Ст. 1207.

 

В Постановлении отмечается, что рассмотрение в Совете Федерации закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции обязательному рассмотрению в этой палате, должно начаться, согласно ч. 4 ст. 105 Конституции, не позднее 14 дней после его передачи в Совет Федерации. Если Совет Федерации в течение 14 дней не завершил рассмотрение этого закона, то он не считается одобренным, и его рассмотрение продолжается на следующем заседании Совета Федерации до вынесения решения о его одобрении или отклонении.

В соответствии с Регламентом Совета Федерации <*> началом рассмотрения в Совете Федерации закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается принятие им решения о включении вопроса о рассмотрении данного федерального закона в повестку дня своего заседания (ч. 2 ст. 111 Регламента Совета Федерации).

    --------------------------------

<*> СЗ РФ. 1996. N 7. Ст. 655.

 

По результатам рассмотрения принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции обязательному рассмотрению в Совете Федерации, председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении федерального закона. В случае недостаточной подготовленности вопроса о рассмотрении федерального закона Совет Федерации вправе принять решение о переносе его рассмотрения на следующее заседание. Указанное решение принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании. Если указанное решение не принято, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона.

В случае переноса рассмотрения закона на другое заседание Совета Федерации само рассмотрение должно быть завершено принятием решения об одобрении или отклонении закона не просто на следующем, а на следующем очередном заседании (ч. 4 ст. 112 Регламента Совета Федерации), что дает гарантию против возможного искусственного затягивания членами Совета Федерации сроков обязательного рассмотрения закона.