Вилъфредо Парето: циркуляция элиты

.

Вилъфредо Парето: циркуляция элиты

Классический анализ социальных циклов в более узких пре­делах отдельных обществ дал Вильфредо Парето (1848—1923) в монументальном «Трактате всеобщей социологии» (1916).

Парето представил образ общества в виде социальной систе­мы, которая проходит через повторяющиеся циклы — равнове­сие, дестабилизация, потеря равновесия и новое равновесие. Это относится к обществу в целом,iho то же происходили с составля­ющими его сегментами — политикой, экономикой и идеологией. Соответственно существуют всеобщий социальный цикл и спе­цифические циклы: военно-политический, экономико-индустри­альный и идеологически-религиозный, причем каждый из них следует одинаковой модели. Чтобы понять суть этих циклов, не­обходимо ознакомиться со взглядами Парето на анатомию соци­альной системы.]

С его точки зрения, она|состоит из трех типов взаимосвязан­ных компонентов (переменных): «остатков», т. е. имманентно присущих человеку чувств; «интересов», т. е. объективных ус­ловий, служащих человеческим потребностям; и «производ­ных», т. е. предписаний и рациональных объяснений/изобретае­мых людьми для легитимации первых двух типов компонентов.

«Остатки» играют определяющую роль в социальной жизни. Наиболее важные из них — хитрость и сила, представляют две альтернативные стратегии, которые люди применяют для дости­жения своих целей. «Остатки» «комбинаций», относящиеся к клас­су 1, характеризуются способностью к открытиям, предпринима­тельским духом, готовностью к риску, активностью, экспансив­ностью, стремлением к новизне и оригинальности. Противопо­ложными им являются «остатки» постоянства агрегатов (класс 2), для которых характерны осмотрительность, осторожность, тра­диционализм, предпочтение ценности безопасности, стремление к стабильности и преемственности, проявление личной предан­ности, законопослушание и патриотизм.

| Общество неоднородно, в нем всегда есть элиты, куда входят преуспевшие в отдельных видах деятельности: политическая (пра­вящая) элита, экономическая элита, идеологическая (интеллек­туальная) элита. Характер элиты обусловливается распределени­ем «остатков» между ее членами|и, в частности, соотношением «остатков» класса 1 и класса 2. Идеи и действия элиты зависят от того, какие члены в ней доминируют — с инновационными «ос­татками» инстинкта комбинаций или с консервативными «остат­ками» постоянства агрегатов.

Социальные и исторические изменения рассматриваются как циклические смены элит: их восхождение, упадок и замена. По выражению Парето, «история — это могила аристократии» (т. е. элиты всех типов). Механизм данного процесса заключается в чередовании «остатков», которые завоевывают и теряют свою гла­венствующую роль внутри элиты. Проследим три типичных цик­ла таких изменений.

В военно-политическом цикле основными действующими лицами являются сильные правители («львы») и хитрые админи­страторы («лисы»). Возьмем в качестве начальной точки цикла правление «львов»: оно держится на завоеваниях, войнах, терри­ториальной экспансии, подавлении других обществ. Военные способности, лояльность, преданность сообществу и традициям ценятся превыше всего. Правящая элита насыщена «остатками» постоянства. Однако рано или поздно этого оказывается недо­статочно. В мирный период для успешного управления, админи­стрирования и организации требуются иные таланты. Люди, пред­ставляющие «остатки» комбинации («лисы»), объединяются, мед­ленно проникают в элиту, вытесняя господство «львов», и в кон­це концов полностью отбирают у них власть. Так начинается вто­рая фаза цикла. «Лисы» отрицают «внешнюю политику», подры­вают военную мощь общества, пренебрегают традиционными ценностями. Это провоцирует консервативный заговор «львов», которые объединяются и сбрасывают «лис» силой, своим самым эффективным оружием. И цикл начинается заново. «Элита, по­лагающаяся на силу, смелость, подавление, сменяется буржуаз­ной, плутократической элитой, зависящей от хитрости, интриг, идеологии, и наоборот» (262; 51).

В экономической сфере наблюдается аналогичная ситуация. Индустриальный цикл вовлекает в свою орбиту «рантье» и «спе­кулянтов». Предположим, что первые доминируют в экономи­ческой элите. Они представляют «остатки» постоянства, ориен­тируясь на надежную собственность, минимизацию риска, на­копление, а не на вложение прибылей, стабильный доход. Об­щим эффектом их политики будет стагнация или даже откат. Социальное недовольство и возмущение создают предпосылки для улучшений и реформ. «Спекулянты» — инноваторы, менед­жеры, объединяются, медленно проникают в экономическую элиту и подрывают доминирование «рантье». Во второй фазе цикла рас­тет неуверенность в будущем, хаос и аномия, неизбежно сопро­вождающие реформы, провоцируется консервативный заговор под предводительством «рантье», чье социальное значение усилива­ется и доминирование в конце концов восстанавливается.

В идеологически-религиозном цикле главными действующи­ми лицами являются «священники», охраняющие веру, и «скеп­тики» — критически настроенные интеллектуалы, защищающие разум. Предположим, что в социальном сознании доминируют вера, догматизм и традиционализм, а среди идеологической эли­ты превалируют «остатки» постоянства. Однако рано или поздно ищущая и скептическая человеческая натура дает о себе знать: возникают новые концепции, идеи, образы, которые завоевыва­ют все больше сторонников. Идеологический монолит ослабева­ет, формируется альтернативное мышление, которое медленно подрывает верховенство веры. Разум и его представители, «скептики»-интеллектуалы, одерживают победу. Эпоха науки, техно­логий, инструментального мышления и расчета эффективности завершает первую фазу цикла. Но затем стремление понять смысл бытия, постичь конечную истину вновь обретает былую силу. Возрождение мифического и магического мышления открывает новые возможности для «священников», а «скептики» становятся маргиналами общества. Возвращаются фундаментализм и догма­тизм.