Статья 110

.

Статья 110

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Комментарий к статье 110

Конституционное положение об осуществлении Правительством Российской Федерации исполнительной власти Российской Федерации имеет ключевое значение для определения статуса Правительства, его прерогатив, структуры, порядка взаимоотношений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, иными государственными органами.

Суть упомянутой конституционной формулы состоит, во-первых, в том, что Правительство осуществляет - наряду с Президентом, парламентом и судами Федерации - государственную власть на основе принципа разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (см. комментарий к ст. 10), и потому в новой Конституции отсутствуют известные ранее действовавшему Основному Закону положения о подотчетности Правительства представительному органу, об осуществлении Президентом руководства Правительством.

Во-вторых, Правительство возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Речь идет о системе, образуемой федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ее ведения, а также полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации.

В-третьих, федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства, за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий Президента Российской Федерации либо подведомственности Президенту в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

В Указе Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. N 66 (с последующими изменениями и дополнениями) "О структуре федеральных органов исполнительной власти" <*> Минобороны, МВД и МИД России, а также ряд федеральных служб и иных ведомств определены как федеральные органы исполнительной власти, подведомственные Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за ним федеральной Конституцией, либо в соответствии с российскими законодательными актами. В остальном эти органы подведомственны Правительству и входят в единую системерального министра, не являющегося руководителем федерального министерства, а также установлено, что руководитель федерального органа исполнительной власти является одновременно заместителем Председателя Правительства.

В качестве постоянного органа Правительства действует его Президиум. Президиум состоит из Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, федерального министра - Руководителя Аппарата Правительства.

Для урегулирования неотложных вопросов, связанных с функционированием народнохозяйственного комплекса, обеспечения взаимодействия заинтересованных министерств и ведомств действует Комиссия Правительства по оперативным вопросам, возглавляемая Первым заместителем Председателя Правительства. Решения Комиссии обязательны для организаций и учреждений, подведомственных Правительству. Одной из главных функций Комиссии является обеспечение контроля и проверки выполнения решений Правительства министерствами и ведомствами <*>.

    --------------------------------

<*> САПП. 1994. N 5. Ст. 353.

 

Задачам разработки и реализации скоординированных мер по ликвидации причин кризиса неплатежей, усилению контроля за соблюдением расчетно - платежной дисциплины предприятий и организаций и повышению их ответственности подчинена деятельность Оперативной комиссии Правительства по совершенствованию системы платежей и расчетов. Комиссии поручено обеспечить применение установленных законодательством мер воздействия к предприятиям, организациям и их руководителям, допускающим неплатежи при наличии денежных средств на их счетах или грубые нарушения расчетно - платежной и финансовой дисциплины и задержки выплаты заработной платы <*>.

    --------------------------------

<*> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 августа 1994 г. N 1235-р // СЗ РФ. 1994. N 16. Ст. 1920; 1995. N 22. Ст. 2072.

 

Правительство вправе образовывать координационные органы, не являющиеся федеральными органами исполнительной власти, и консультативные органы. Первые именуются комиссиями и создаются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти в решении определенных народнохозяйственных задач, вторые формируются в виде советов - коллегиальных органов в целях предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательный характер. Создаваемые Правительством комиссии и советы могут иметь статус правительственных или межведомственных. Компетенция правительственных комиссий и советов ограничена проблемами общегосударственного значения, компетенция межведомственных комиссий и советов - межотраслевыми, межведомственными или межтерриториальными проблемами <*>.

    --------------------------------

<*> См. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 1994 г. N 788 "О координационных и консультативных органах, создаваемых Правительством Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. N 12. Ст. 1389.

 

Система правительственных и межведомственных комиссий и советов, количество которых в последние годы заметно возросло, как и порядок деятельности, нуждается в совершенствовании, что предполагает устранение дублирования и параллелизма в работе, усиление воздействия на решение соответствующих задач. Проблеме повышения обоснованности создания и эффективности работы координационных и консультативных органов посвящено его Постановление от 31 декабря 1995 г. N 1304 <*>.

    --------------------------------

<*> РГ. 1996. 14 февр.