Образ истории по Марксу: трехуровневая реконструкция

.

Образ истории по Марксу: трехуровневая реконструкция

Образ истории, как и остальная часть наследия Маркса, пре­терпел существенные трансформации в результате деятельности поколений его интерпретаторов и последователей. Марксисты по-разному использовали проделанную им реконструкцию истори­ческого процесса. Многочисленные версии исторического мате­риализма, составляющие широкий спектр от «догматического марксизма» Сталина (1879—1953) до «активной интерпретации» Грамши (1891 — 1937), всегда обращались к авторитету Маркса в качестве первоисточника, даже если их версии резко отличались Друг от друга, были взаимно несовместимы, а иногда и прямо противоположны. По словам Стивена Лукеса, «марксистская тра­диция является не монолитным единством, а сферой соревнова­ния» (250; 2).

Метатеоретический взгляд на непростую судьбу теории Маркса позволяет проследить ее в двух ответвлениях.

Большинство исследователей (особенно критики или против­ники) Маркса утверждают, что его теория исторического матери­ализма внутренне несостоятельна. Отмечаются противоречия меж­ду работами «молодого» и «зрелого» Маркса, между отдельными положениями теории, подчеркивается двойственность подходов, применяемых им к анализу социальной жизни и истории. Такую интерпретацию можно назвать «враждебной».

Но существует также альтернативное, «симпатизирующее объ­яснение». Девизом для него можно взять ироническое высказы­вание Р. Арона: «Если бы не было миллионов марксистов, не возникло бы и вопроса о том, каковы были главные идеи Марк­са» (25; I, 145). Такая интерпретация ставит под сомнение многие упреки, адресованные Марксу. Действительно, разве нельзя пред­положить, что часть из тех ошибок, которые приписывают Марк­су, на самом деле принадлежит не ему, а его последователям? Может быть, это именно они однобоко освещали проблему,- а сам Маркс был приверженцем синтетического, многомерного взгляда на об­щество? И разве не выхватывали из его учения позднейшие теоре­тики, в угоду собственным представлениям о реальности, одну из его сторон, касающуюся либо процессов и структур, либо индиви­дуальных действий, тогда как Маркс рассматривал их не как взаи­моисключающие альтернативы, а как дополняющие друг друга фак­торы? То, что сторонники «враждебного объяснения» называют противоречиями и трактуют как недостаток, авторы «симпатизи­рующей интерпретации» называют многомерностью и считают это главным достижением Маркса, сумевшего предвидеть гораз­до более позднюю эволюцию социологической теории к единому многогранному образу социального мира.

Реконструкция исторического материализма, которую я соби­раюсь представить в этой главе, будет лишь одной из многих ин­терпретаций Маркса в русле «симпатизирующего подхода».

Я исхожу из того, что в итоге своей многолетней работы Маркс предложил органически целостный взгляд на историю, создал грандиозное интеллектуальное поле для исследований в самых разных направлениях, причем содержательный «вес» его вклада не имеет себе равных и потенциально адресован самым разным аудиториям.

Мое основное положение заключается в том, что историчес­кий материализм является многомерной теорией, разработанной на трех различных уровнях: всемирно-историческом, социально-структурном и индивидуальном. Иначе говоря, исторический материализм включает три взаимосвязанных частных теории: тео­рию общественно-экономических формаций на высшем уровне; теорию классовой борьбы на среднем уровне; и теорию челове­ческого индивида-личности («человеческого бытия»), если исполь­зовать выражение Маркса) на нижнем уровне. Они не только имеют дело с разными материальными субъектами, не только размещаются в разных местах его сочинений, но и сформулиро­ваны на разных языках. В одних случаях (таковы, например, фраг­менты теории классов и теории личности) используется конкрет­но-эмпирический язык, с помощью которого Маркс описывает феномены, наблюдаемые более или менее непосредственно: лю­дей, их активность, формируемые ими группы, продукты их тру­да и т.д. Примеры подобных конкретно-эмпирических рассужде­ний можно найти в работах «Классовая борьба во Франции» (1850), «.Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852), «Гражданская война во Франции» (1871) и в некоторых других. Но вскоре, опи­раясь на эмпирическую реальность, он отваживается искать ее механизмы или «законы движения», причем место эмпирическо­го языка занимают абстрактно-теоретические рассуждения. Ос­новное содержание его работ (например, теория общественно-экономических формаций, большие фрагменты теории классов и некоторые части теории «бытия человека» и отчуждения) вклю­чает рассуждения подобного рода, где главные концепции не имеют непосредственных, прямых ссылок на эмпирию, но явля­ются конструкциями, моделями, идеализациями, полезными для организующего опыта. На этом уровне речь идет не о людях или группах, а о «прибавочном продукте», «производственных отно­шениях», «экономическом базисе», «надстройке», «классовом со­знании», «объективном классовом интересе», «классе для себя», «отчуждении», «материализации» и т.д. «Капитал» (1867), «Не­мецкая идеология» (1846), «Ккритике политической экономии» (1859) — примеры именно такого стиля мышления.

Три теории, которые мы выделили, составляют прочно ско­лоченное, иерархическое здание. Они связаны отношениями ин­терпретации (сверху вниз) и отношениями аггрегации (снизу вверх). Если спускаться по ступенькам этого здания, то можно обнаружить, что теории нижнего уровня объясняют механизмы процессов, протекающих на верхних уровнях, — они дают более конкретную эмпирическую интерпретацию требований, выдви­гаемых там. Поднимаясь по ступеням, можно заметить, что тео­рии верхнего уровня описывают объединяющие эффекты про­цессов, идущих на нижних уровнях, обобщая их ненамеренные и зачастую неосознанные результаты.

Объяснением механизма изменений общественно-экономических формаций служит теория социальных классов. Например, общее положение о неизбежном самоуничтожении капитализма наполняется «эмпирической плотью» путем введения механизма обнищания и мобилизации рабочего класса, которые заканчива­ются его выступлением в антикапиталистической революции. Раймон Арон так комментирует эту мысль: «Механизм самоунич­тожения капитализма является социологическим и действует че­рез поведение социальных групп» (25; I, 174). Но, в свою оче­редь, причины, по которым классы возникают и борются друг с другом, могут быть найдены лишь на нижнем уровне, в теории индивидов-личностей и их действий. Именно эта теория припи­сывает человеческим существам определенные свойства, «энер­гию», надежды и объясняет, почему, сталкиваясь с отчуждением и лишениями, они с готовностью поднимаются на революцион­ные действия. Если мы пойдем мысленно снизу вверх, то снова станут видимыми три ступени: освободительные усилия отчуж­денных индивидов подталкивают их к объединению на основе сходства их экономических интересов, в результате чего возника­ют классы. Высшей точкой нарастающей, усиливающейся борь­бы между классами является социальная революция, которая при­водит к смене всей общественно-экономической формации.

Давайте проследим применение такой тройственной теорети­ческой конструкции ко всем основным областям социальной ди­намики. Во-первых, существуют три видения будущего, к которо­му движутся общества, три финальных состояния, которые бе­рутся в качестве критерия прогресса. На всемирно-историческом уровне Маркс прогнозировал возникновение коммунизма, т. е. полного изобилия экономических товаров, поддерживаемого взрывным развитием «производительных сил» (технологий), унич­тожением частной собственности и отмиранием государства. На социально-структурном уровне он предсказывал установление бесклассового общества, реализующего принцип «каждому по потребностям». На уровне индивидуальных действий он надеял­ся на ликвидацию полного отчуждения членов общества, т. е. на достижение полной свободы: негативной («свобода от...»), осво­бождающей от всех структурных сдерживающих связей, и пози­тивной («свобода для...»), позволяющей формировать социальную организацию и институты в соответствии с собственной волей.

Аналогично этому существуют три курса, которым следуют социальные изменения, три направления, по которым расширяю­щаяся спираль как модель движения общества реализует себя в истории. На всемирно-историческом уровне движение идет от общественной (общинной) собственности и примитивных форм самоуправления через частную собственность и политическое правление к коммунистической экономике и политическому ра­венству, «свободной ассоциации свободных производителей». На социально-структурном уровне — от доклассового сообщества через разделенное на классы общество к бесклассовому общест­ву. На уровне индивидуальных действий — от примитивной спонтанности через отчуждение и овеществление к неотчужден­ности, эмансипации и свободе.

Кроме того, существуют три понятия революции, отражающие кардинальные качественные изменения в ходе истории. На всемирно-историческом уровне — это фундаментальные преоб­разования всей общественно-экономической формации; на социокультурном — замена правящего класса противостоящим ему, i бесправным классом; на уровне индивидуальных действий — массовые коллективные акции, в которых интересы (в первую оче­редь экономические) одних преобладают над интересами других. ;

Понятие «интерес» также имеет три значения. На всемирно-­историческом уровне системные интересы имеют объективную природу и зависят от их места в общественно-экономической фор­мации, в системе производства. На социокультурном уровне клас­совые интересы начинают восприниматься как субъективные, и их осознание преобразуется в классовое сознание. На уровне индивидуальных действий интересы означают намерения, моти­вации, личные цели (среди них высшие цели — экономические).

Существует также триединый диалектический механизм из­менений, коренящийся во внутренне присущих напряженности, давлении и возможности революции. На всемирно-историческом уровне — это объективные противоречия между компонентами («сегментами») общественно-экономической формации; на социокультурном уровне — это конфликт классов, развивающийся по схеме: от объективных классовых противоречий через осозна­ние классового антагонизма и классовой ненависти к открытой классовой борьбе и революционному взрыву; на уровне индиви­дуальных действий — творческий порыв (толчок), сковываемый естественными или социальными обстоятельствами, постоянны­ми попытками противостоять таким порывам, которые в конце концов приводят к усилению контроля человека над природной и социальной средой.

Наконец, существуют три типа (модели) причинной детерми­нации, действующие на разных уровнях. Ответ на важный во­прос, являются социальные изменения необходимыми или слу­чайными, полностью обусловленными или отчасти стихийными,

законченными или открытыми, зависит от теоретического уров­ня, на котором он ставится. Так, на всемирно-историческом уровне Маркс признавал наличие устойчивого детерминизма. Всемир­но-исторический процесс рассматривался им как необратимый, проходящий определенные, в принципе одни и те же стадии и неизбежно ведущий к утверждению коммунизма. На социокультурном уровне детерминизм значительно ослабевает. Классы пред­принимают коллективные действия, руководствуясь своими эко­номическими интересами, стремясь утвердить или защитить себя. Они могут недостаточно осознавать свои интересы, могут оши­баться в их определении. Иногда их вводят в заблуждение и об­маном подталкивают к действиям безответственные лидеры, де­магоги, провокаторы. Во всех этих случаях классы действуют во­преки собственным экономическим интересам. На уровне инди­видуальных действий всегда имеет место изрядная доля волюнта­ризма, свободы выбора, спонтанности решений, обусловленнос­ти и случайности. Действия непредопределены. В принципе каж­дая личность может действовать против своих экономических интересов. Некоторые так и делают, принимая во внимание дру­гие соображения (например, эмоциональные, традиционалист -ские, идеологические). Однако в целом люди рациональны, и их экономические расчеты обеспечивают базовые предпосылки фор­мирования их намерений, мотиваций и целей. Таким образом, несмотря на то, что каждая личность в отдельности может недо­статочно четко осознавать смысл своих действий, все же в массе, в коллективных действиях экономический детерминизм преобла­дает. Каждый свободен выбирать, но можно точно предсказать, какой выбор предпочтет большинство.

Итак, Маркс считал, что исторические изменения постепен­но распространяются на все три уровня. Этот процесс начинает­ся на самом нижнем уровне — там, где сосредоточена движущая сила всех социальных и исторических сдвигов. Каждая личность есть свободный субъект, принимающий собственные решения. Но в своих действиях люди должны учитывать структурные усло­вия, в которых они находятся. Чаще всего в расчет принимаются экономические интересы, которые объединяют индивидов в со­циальные классы. Для защиты своих экономических интересов они начинают классовую борьбу. Прогрессивные классы, чьи интересы направлены на развитие «производительных сил» (со­временных технологий), побеждают и устанавливают новые фор­мы производства. Так завершается фундаментальная трансфор­мация всего общества, т. е. социальная революция. Затем вся ис­тория повторяется.

Такова упрощенная картина, и ее надо теперь наполнить де­талями, реконструируя основные идеи Маркса применительно ко всем трем уровням.