Истолкование природы Конфликта в эпоху Средневековья

.

Истолкование природы Конфликта в эпоху Средневековья

Bо времeнa Средневековья, когда утвердилась христианская религия, основанная на идеях человеколюбия, равенства всех перед Богом, добиться прочного мира между людьми опять-таки не удалось. Причем, столкновения продолжались не только между верующими и неверующими, но и между самими единовер­цами. По этому поводу Эразм Роттердамский (1469—1536) замечал:

«Наибольшим абсурдом является то, что Христос присутствует в обоих лагерях, как будто сам с собой ведет борьбу».

Пытаясь как-то объяснить и оправдать бесчисленные проявле­ния зла в мире» созданном Богом, религиозная философия разрабо­тала специальное учение, получившее наименование «оправдание Бога», или «теодицея».

Суть этого учения сводилась к выяснению тога, как при добром и всемогущем Боге в мире существуют многообразные конфликты: глобальные катастрофы, жестокие войны, коварные убийства, не­счастья и страдания людей,

Постановка этих, по выражению Г. Гейне, «проклятых вопро­сов» явилась одним из источников зарождения богоотрицания, ате­изма. Поэтому различного рода попытки ответить на эти вопросы, начавшись еще на заре христианства, не прекращаются до сих пор. Известен ответ одного из первых христианских богословов Тертуллиана (160—220), который считал что природа Бога, его замыслы не поддаются человеческому разуму и потому нам ничего не остается, как только слепо верить в него. «Верую, потому что абсурдно»,— говорил он.

Нетрудно заметить, что в объяснении коренных причин суще­ствования в мире различного ром коллизий философами дохристи­анского и христианского периодов много общего. И те, и другие признают, что борьба, конфликты, представляют собой органичес­кое, неустранимое свойство бытия. Различие между античными и христианскими философами состоит лишь в том, что одни усматри­вают в эти универсальных явлениях свойство, изначально прису­щее бытию, природе, а другие видят в них замысел, волю Бога.