Социоструктурный уровень: теория классов

.

Социоструктурный уровень: теория классов

Люди живут и действуют не в вакууме, а в контексте широких социальных целостностей. Крупные социальные целостности воз­никают с появлением сетей социальных отношений (социальных структур), связывающих отдельных индивидов. Можно утверж­дать, что Маркс рассматривал социальные целостности не в ове­ществленной форме, а, скорее, в современной манере их описа­ния как отношений. В «Набросках к критике политической эконо­мии» читаем: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находят­ся друг к другу» (273; 176).

Современные комментаторы считают это наиболее характер­ной чертой Марксовой онтологии. Например, Бертелл Оллмэн пишет: «В своем исследовании капитализма Маркс рассматрива­ет каждый фактор как «определенное социальное отношение».

Это действительно камень преткновения в понимании марксиз­ма, предметом которого является не просто «общество в целом», а «общество в его отношениях» (320; 14—15). Аналогичное заме­чание принадлежит Свингервуду: «Ударение делается на изуче­нии общества как определенной структуры, внутри которой осу­ществляются человеческие намерения и совершаются человечес­кие действия» (378; 287-323).

Структурализм Маркса проявляется и на макро-, и на микро­уровнях социальной реальности, т. е. в подходах как ко множест­вам — к социальным совокупностям, так и к индивидуальностям (382; 287-323).

Индивиды объединяются в коллективы, группы, ассоциации и т.д., когда между ними существует какое-то сходство (и, соот­ветственно, какое-то отличие, выделяющее их среди остальных людей). Возможны различные основания для формирования со­циальных связей. Для Маркса самым важным основанием слу­жила собственность, что равнозначно обладанию товарами, правда, не всеми. Есть категория товара, которая наиболее привлекательна и к которой люди стремятся из-за ее уникальной особенности: расходуясь в процессе потребления, этот товар не только не ис­чезает, но, наоборот, способен возрастать, расширяться, умно­жаться. Это и есть «средства производства»: земля, сырье, зда­ния, инструменты, машины, капитал. Обладание ими гарантиру­ет удовлетворение других потребностей владельцев и позволяет последовательно повышать уровень их удовлетворения. Владение собственностью или ее отсутствие становятся, таким образом, наиболее важным аспектом жизни человека, определяют поло­жение, занимаемое им в обществе, его объективные интересы, которые осознаются как достижение определенного обществен­ного положения, гарантирующего максимальное удовлетворение потребностей. Факт владения собственностью и вытекающая от­сюда заинтересованность в сохранении или улучшении своих со­циальных условий объединяют собственников; отсутствие собст­венности обусловливает иные интересы, ориентированные на радикальное изменение своих социальных условий, формирует связи между теми, кто не владеет ничем. Так возникают социаль­ные классы — наиболее важные для Маркса типы социальных групп. Гидденс суммирует почти общепринятое сегодня опреде­ление класса у Маркса: «Классы образуются на основе отноше­ния групп индивидов к обладанию частной собственностью на средства производства» (146; 37).

Возникает особое социальное отношение, которое логически разделяет общество на два противоположных, полярных класса тех, кто имеет средства производства, и тех, кто их не имеет и потому вынужден продавать свой труд (единственную рыночную ценность, которой они обладают), чтобы выжить. Возникает по­лярная модель общества с собственниками, богатством и изоби­лием на одном полюсе и наемным трудом, нищетой и лишения­ми на другом: мир делится на «имущих» и «неимущих», богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых. «Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмасте­рье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном ан­тагонизме друг к другу...» (278; 35—36).

Эта модель общества полна внутреннего динамизма. Маркс вычленяет по крайней мере два вида постоянных трансформа­ций, происходящих в модели. Одна связана со всей поляризован­ной структурой, другая — с ее компонентами, т. е. с оппозицион­ными классами. Первая имеет историческую тенденцию стирать все группировки или во всяком случае уничтожать их стратеги­ческое значение за исключением тех, которые основаны на раз­личном отношении к собственности. Такая растущая поляриза­ция достигает своего апогея в капиталистическом обществе: «... эпоха буржуазии, — писал Маркс, — отличается, однако, тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря, на два боль­шие, стоящие друг против друга, класса — буржуазию и пролета­риат» (278; 36).

Помимо тенденции к поляризации существует еще одна — тенденция к росту внутренней кристаллизации классов. Маркс обозначил ее смысл как различие между «классом в себе» и «клас­сом для себя». Общность положения, а именно положения собст­венника, еще не достаточна для реальных действий в качестве окончательно сформировавшегося класса. Только тогда, когда люди начинают осознавать эту общность (и, соответственно, свое отли­чие от других классов), возникают их объединение и взаимодей­ствие, образуются некоторые более постоянные формы внутрен­ней организации (например, лидерство, политическое предста­вительство). В результате это приводит к окончательному оформ­лению «класса для себя», способного выражать и защищать свои интересы.

Конечный источник, стимул для постоянных процессов по­ляризации и кристаллизации заключается в противоречиях, внут­ренне присущих классовой структуре. Модель общества является отражением саморазвивающейся, самотрансформирующейся со­циальной реальности. Маркс описывал типичные взаимоотноше­ния между классами как взаимную оппозицию. Можно выделить по меньшей мере три типа такой оппозиции. Во-первых, сущест­вует объективное противоречие интересов между теми, кто име­ет, и теми, кто не имеет: чем шире и полнее реализуются интере­сы собственников, удовлетворяются их потребности, тем труднее несобственникам реализовывать свои интересы и удовлетворять свои потребности. Это можно назвать «классовым противоречи­ем». Во-вторых, объективное противоречие воспринимается чле­нами соответствующих классов субъективно, что сопровождается чувством враждебности, неудовольствия, ненависти с обеих сто­рон. Данный тип отношений можно назвать «классовым антаго­низмом». Наконец, противоречие, антагонизм проявляется в эко­номической, политической, культурной сферах; он способен пре­образовываться в более или менее организованное коллективное действие представителей класса, направленное против противо­положного класса. Классы «вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустрой­ством всего общественного здания или общей гибелью борющих­ся классов» (278; 36). В данном случае наиболее приемлем тер­мин «классовая борьба». Именно через классовые противоречия, антагонизмы и борьбу, а также постоянные поиски их разреше­ния общество реализует присущую ему тенденцию к самопреоб­разованию.