Концепция социального согласия и «человеческих отношении»

.

Концепция социального согласия и «человеческих отношении»

Эти концепции наиболее полно были представлены американскими социологами Толкоттом Парсоном (1902—1979) и Элтоном Мэйо (1880 – 1949)

Т. Парсонс в своей работе «Структура со­циального действия» (1937) трактовал конфликт как социальную аномалию, своего рода социальную болезнь, которую надо лечить. Нормой, с его точки зрения, являются как раз бесконфликтность, гармония социальной системы, снятие социальной напряженности.

Основатель теории «человеческих отношений» Э. Мэйо также утверждал, что главная проблема современности — установление мира в промышленности, преодоление опасной социальной болезни — конфликтности. По его мнению, социальное здоровье — это «соци­альное равновесие», «состояние сотрудничества». К нему и нужно всячески стремиться, используя не только экономические, но и психологические методы, в частности, формирование благоприятного психологического климата в производственных коллективах, чувства удовлетворенности трудом, демократического стиля руководства и т.п.

Его идеи нашли определенную поддержку у менеджеров-прак­тиков. Однако со временем, примерно с 50-х годов, надежды, связанные с теорией социального сотрудничества, человеческих отноше­ний, общественного согласия стали ослабевать, поскольку на их ос­нове полностью преодолеть конфликты как на производстве, так и в обществе в целом не удалось. Поэтому пришлось вновь вернуться к конфликтной модели общества, которая и была представлена в наиболее развернутом виде в работах Дарендорфа и Козера. Общая теория конфликтного взаимодействия

Существенный вклад в завершение формиро­вания конфликтологии в качестве самостоя­тельной научной дисциплины внес еще один американский социолог — Кеннет БоулдингВ книге «Конфликт и защита. Общая теория» (1963) он попытался, опираясь на имеющиеся достижения в исследовании конфликтов, изложить общую теорию конфликтного взаимодействия.

Исходной посылкой его концепции было признание того, что конфликтное поведение людей, их постоянная вражда с себе подоб­ными представляют собой естественную для них форму поведения. Однако, высказывая столь пессимистическую оценку человеческой природы, он выражал надежду на то, что, опираясь на человеческий разум и моральные нормы, человека все же можно совершенство­вать, смягчая формы конфликтного взаимодействия.

Для этого нужно прежде всего уяснить общие элементы и об­щие образцы развития, присущие всем конфликтам. Именно эти общие знания помогут уладить конфликт в любом его специфичес­ком проявлении. Основой этих общих представлений о конфликтах, происходящих как в обществе, так и в природе, является описа­ние двух их основных моделей: статической и динамической.

Статическая модель рассматривает конфликт как специфичес­кую систему, первым элементом которой являются стороны (люди, животные, объекты, теории), а вторым — отношения между этими сторонами. Конфликт определяется Боулдингом как конкурентная ситуация, в которой стороны стремятся занять позицию, не совмес­тимую с желаниями другой стороны.

Динамическая модель строится на известной современной психо­логической концепции бихевиоризма, или поведенческой психоло­гии, согласно которой человек ведет себя по принципу «стимул — реакция», постоянно реагируя на импульсы окружающей среды. Динамика конфликта и есть одно из проявлений общих поведен­ческих реакций человека в условиях противоборства.

Если возможности животных в конфликтной ситуации ограни­чены некоторым минимальным числом стереотипов «борьба из-за пищи, территории, места в иерархии», то природа человека столь пластична, что предполагает множество вариантов конфликтных действий.

Специфика общественных конфликтов связана с оперировани­ем большими объемами информации, знаков, символов, знаний о мире, о себе и о других людях. Даже те конфликты, которые на первый взгляд связаны только с материальными причинами, в дей­ствительности имеют много других аспектов, будучи связаны также и с утверждением статуса, роли, престижа и т.п.

Этим определяется сложный характер мотивов, вызывающих конфликт, наличие в них не только явных, но и скрытых момен­тов. Ключ к природе любой ситуации как раз и находится в само­сознании сторон, будь то отдельные личности или социальные орга­низации.

Тем не менее существует единый, универсальный источник кон­фликта. Им является несовместимость потребностей сторон при ограниченных возможностях их удовлетворения.

Следует подчеркнуть, что достаточно четко сформулированный Боулдингом принцип «скэрсити» (от англ. scarcity), т.е. ограничен­ности, дефицита, нехватки каких-либо ресурсов и благ, материаль­ных или духовных, стал активно развиваться во многих последую­щих работах западных и отечественных конфликтологов.

Вслед за Боулдингом конфликтология стала также широко ис­пользовать теорию игр, моделирования конфликтных ситуаций в целях внесения рационального момента, точного расчета в поведе­ние конфликтующих сторон, разработки определенного плана кон­фликтных действий, «стратегий конфликта» и т.п. Причем смыслом всех этих стратегий являются улаживание конфликтов, трансфор­мация ситуации конфликта в ситуацию гармонии.

Публикации этих, а также ряда других социологов привлекли к себе внимание широкой общественности. Стали проводиться науч­ные семинары, конференции по этой проблематике, возникли спе­циальные научные центры по исследованию конфликтных ситуа­ций. Появились первые периодические издания по этой тематике. Подобные центры и издания возникли сначала в США, а затем и в ряде других западных стран. Стали появляться специалисты, спо­собные оказывать услуги в качестве посредников по урегулирова­нию различного рода конфликтов, а затем возникли и особые фир­мы, специализирующиеся на досудебном регулировании гражданс­ких дел. Подобная практика приобрела весьма широкий характер.