Всемирно-исторический уровень: теория общественно-экономических формаций

.

Всемирно-исторический уровень: теория общественно-экономических формаций

Подход Маркса к социальной реальности с использованием категории «отношения» обнаруживается и на самом высоком уров­не его теоретической конструкции, где он рассматривает общест­во в наиболее абстрактном виде. «Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом, притом образуют общество, находя­щееся на определенной ступени исторического развития, обще­ство с своеобразным, отличительным характером» (278; 81).

Основные положения теории общественно-экономических формаций, наиболее подробно разработанные в «Капитале» (1867), Маркс часто цитировал и в предисловии к работе «К критике политической экономии» (1859):

«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отно­шения, которые соответствуют определенной ступени развития их материаль­ных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответству­ют определенные формы общественного сознания» (278; 182).

Данная модель социального целого (в современной термино­логии «социальной системы») представлена на рис. 11.1.

Присущая Марксу динамическая ориентация в полной мере проявилась в предложенной им модели, которая предполагает непрерывные изменения, вызываемые специфическими внутрен­ними силами и в конечном счете ведущие к полной самотрансформации общества.

«На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отно­шениями... Из форм развития производительных сил эти отношения превраща­ются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке» (278; 183).

Большую роль в этом процессе Маркс отводил внутренним противоречиям структуры. Они возникают в трех точках: во-пер­вых, между обществом и его природным окружением, т. е. между любым данным уровнем технологии и задачами, которые накла­дывают внесоциальные условия, а также биологическая консти­туция человека; это противоречие дает импульс постоянному раз­витию производительных сил; во-вторых, между достигнутым уровнем технологии и существующей социальной организацией производственных процессов, не приспособленных для макси­мально эффективного использования доступных производитель­ных сил; данное противоречие стимулирует прогрессивные изме­нения производственных отношений; в-третьих, между вновь ус­тановленным типом производственных отношений и традицион­ной системой политических, правовых и идеологических инсти­тутов (надстройкой), которые перестают соответствовать эконо­мическому базису; это противоречие ведет к изменению полити­ческого режима и правовой организации общества. Как уже от­мечалось, благодаря внутренним противоречиям и постоянным поискам их разрешения общество проявляет тенденцию к само­развитию.

«Загадка истории» заключается в том, как отдельные фазы свя­зываются в непрерывную последовательность, в рамках которой регулярно осуществляются направленные преобразования (6; 7). Проблема «созидания (творения) истории» состоит в том. как люди влияют не только на функционирование, но и на длительное раз-

витие общества. Предложенная Марксом модель человеческой ис­тории объясняет, каким образом действуют внутренние механизмы саморазвития, производя прогрессивные сдвиги в обществе, смену одной общественно-экономической формации другой (171).

Существует пять общественно-экономических формаций: пер­вобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталисти­ческая и коммунистическая. По более простой схеме их можно уложить в три основные эпохи человеческой истории: доклассо­вые, неотчужденные общества (примитивные общности); клас­совые общества, в которых присутствует отчуждение (рабовла­дельческое, феодальное и капиталистическое общества); и бес­классовое неотчужденное общество (коммунистическое).

Маркс считал, что современное капиталистическое общество неизбежно сменится коммунистическим, и этот исторический прорыв будет означать переход из «царства необходимости» в «цар­ство свободы», он завершит «предысторию» человеческого обще­ства и откроет эпоху истинной, гуманистической, свободной «ис­тории».

Движущей силой смены эпох в новое время является современный пролетариат, класс эксплуатируемых и обездоленных, чьи объективные интересы могут быть удовлетворены лишь благода­ря полному уничтожению классового деления и классового пра­ва. В результате коммунистической революции возникнет «сво­бодная ассоциация свободных производителей», закончится дол­гий период неравенства, эксплуатации и нищеты. Этот оконча­тельный прогресс будет достигнут дорогой ценой — люди опла­чивают его в течение всей эпохи классовых обществ. Здесь круг замыкается, и мы вновь возвращаемся к мечте Гегеля об оконча­тельной победе свободы.