Установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности

.

Установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности

К важным личностным элементам конфликта следует отнести установки личности, образующие идеальные образующие типы индивидуальности. В этой связи немецкий философ и психолог Эдуард Шпрангер (1882 – 1963) в своем сочинении «Формы жизни» выделил шесть основных иде­альных типов людей, соответствующих различиям в их ценност­ных ориентациях.

1 Теоретический человек — имеет теоретическую установку. В свое практическое поведение он повсюду вносит систему и логи­ку. В наиболее чистом виде эта форма жизни воплощается в про­фессиональных ученых. Люди этого типа являются очень слож­ными натурами.

2 Экономический человек — он необязательно связан с произ­водством. Самое главное, что основным мотивом, определяющим характер его бытия, является полезность. Смысл его действий не в самой деятельности, а в ее полезном эффекте.

3 Эстетический человек — это эстетически переживающие души. Эти люди живут в мире фантазий, через которую они и восприни­мают реальную действительность. Эстетический человек обладает особой способностью предвидения или проникающей интуицией. Для людей этого типа самым главным является красота души и мир фантазий, а непосредственное соприкосновение с миром для них всегда болезненно.

4 Социальный человек — полностью обращен к чужой жизни и «чувствует себя в другом». Его потребность в самоотречении ради другого является ведущей жизненной потребностью, а все духовные действия, имеющие отношение к прагматике полностью, исключа­ются. Для него социальная установка является организующим прин­ципом душевной жизни, а высшее проявление социальной направ­ленности — любовь, определяющая все индивидуальное бытие.

5 Политический человек — ведущей жизненной установкой для него является власть как способность и стремление делать соб­ственные ценностные ориентации ведущим мотивом других лю­дей. Главная сторона жизни такого человека — самоутверждение через обладание властью.

6 Религиозный человек — это человек, чья духовная структура постоянно и целиком направлена на достижение высшего пере­живания религиозных ценностей.

Типы индивидуальности, как и типы характера личности, в жиз­ни редко встречаются в «чистом» виде. Каждый человек лишь в той или иной степени связан с идеальным типом и приближается к нему. Но это не значит, что их можно игнорировать при рассмотрении элементов конфликта. Напротив, их следует учитывать при анализе конфликтного поведения, ибо они, как и другие личностные факто­ры, играют важную роль в его возникновении и развитии.

ущей жизненной потребностью, а все духовные действия, имеющие отношение к прагматике полностью, исключа­ются. Для него социальная установка является организующим прин­ципом душевной жизни, а высшее проявление социальной направ­ленности — любовь, определяющая все индивидуальное бытие.

5 Политический человек — ведущей жизненной установкой для него является власть как способность и стремление делать соб­ственные ценностные ориентации ведущим мотивом других лю­дей. Главная сторона жизни такого человека — самоутверждение через обладание властью.

6 Религиозный человек — это человек, чья духовная структура постоянно и целиком направлена на достижение высшего пере­живания религиозных ценностей.

Типы индивидуальности, как и типы характера личности, в жиз­ни редко встречаются в «чистом» виде. Каждый человек лишь в той или иной степени связан с идеальным типом и приближается к нему. Но это не значит, что их можно игнорировать при рассмотрении элементов конфликта. Напротив, их следует учитывать при анализе конфликтного поведения, ибо они, как и другие личностные факто­ры, играют важную роль в его возникновении и развитии.