Неадекватные оценки и восприятия

.

Неадекватные оценки и восприятия

Неадекватные оценки и восприятия человеком как других людей, так и самого себя так являются важным элементом конфликта.

Занижение или завышение качеств других людей или своих соб­ственных может порождать самые разнообразные недоразумения, противоречия и конфликты. Так, если человек полагает, что он является неформальным лидером в группе и пользуется повышен­ным авторитетом, а на самом деле, в глазах коллег он заурядный член организации, то это расхождение в оценках может привести к конфликту, В этой связи выделим типичные ошибки, которые часто приводят к необъективным оценкам.

1 Эффект ореола — ошибка, которая возникает при необходи­мости делать выводы о внутренних характеристиках другого чело­века по внешним признакам. Суть ее состоит в распространении, в условиях дефицита информации, общего оценочного впечатле­ния о человеке на восприятие его поступков и личностных ка­честв. Эффект ореола может выступать в форме позитивной оце­ночной пристрастности (положительный ореол) и негативной при­страстности (отрицательный ореол). Так, если первое общее впечатление о человеке благоприятное, то и в дальнейшем его поступки и черты будут переоцениваться в положительную сторо­ну, а отрицательные моменты будут недооцениваться или не заме­чаться. И наоборот, если первоначальное общее впечатление от­рицательное, то даже положительные поступки человека в после­дующем или недооцениваются или вовсе не замечаются.

Эффект ореола может способствовать возникновению самых раз­ных конфликтов. Школьнику, которому с самого начала приклеили ярлык «бестолочь» или «лентяй», будет в последующем непросто доказать, что он нормальная личность. Но и с положительным оре­олом — «умница», «вундеркинд» и т. д. ребенку нелегко будет спра­виться. И тот и другой орел вполне могут стать причиной и внутриличностного и межличностного конфликтов.

2 Эффект бумеранга – при определенных воздействиях источ­ника информации на аудиторию или на отдельную личность мо­жет получиться результат, противоположный ожидаемому. Этот эффект, как правило, возникает, если подорвано доверие к источ­нику информации, если передаваемая информация длительное вре­мя носит не соответствующий действительности характер, если, наконец, субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь к себе у тех, кто ее воспринимает. В этих условиях, если источник информации будет даже говорить правду, можно ожидать, что ему не поверят.

3 Эффект новизны — при восприятии и оценке людьми друг друга по отношению к незнакомому человеку более значимой яв­ляется первая информация, а по отношению к знакомому — пос­ледняя, то есть более новая информация.

4 Эффект снисходительности — тенденция оценивать себя и других более высоко по шкале положительных характеристик и более низко по шкале отрицательных качеств,

5 Логическая ошибка — близка к эффекту ореола. Суть ее зак­лючается в часто повторяющейся взаимосвязи качеств личности, о которых известно лицам, выступающим в качестве экспертов. Например, если человек высоко оценивается по шкале агрессив­ности, то этому сопутствует и высокая оценка по шкале энергич­ности. В данном случае качества личности оценивают, исходя из определенных логических построений. Высокая или низкая оцен­ка какой-либо характеристики дается только исходя из того, что она вроде бы логически связана с другими.

6 Ошибка социального стереотипа. Социальный стереотип — это относительно устойчивый и упрощенный образ социально­го объекта: группы, индивида, явления. Его наличие играет су­щественную роль в оценке человеком других людей и событий. Вместе с тем, возникая в условиях ограниченной информации об объекте, он может быть и ложным, выполнять негативную роль, формируя ошибочное представление о людях, затрудняя взаимодействие между ними и способствуя развитию конфликта. Если для человека, вступающего во взаимодействие с другими, учитель всегда «зануда», старики всегда «брюзжат», а люди «кав­казской национальности» — все бандиты, то можно изначально предположить, что это общение будет носить конфликтный ха­рактер.

7 Ошибка центральной тенденции — возникает тогда, когда оце­нивающий избегает давать низкие или высокие оценки, а пользу­ется усредненными оценками. В итоге, например, все работники в глазах руководителя оказываются лишенными индивидуальнос­ти, а конкретный вклад в общее дело обезличивается.

8 Ошибка привлекательности и взаимной симпатии —- заключа­ется в том, что из-за симпатии к близкому человеку оценка завы­шается. Вообще, люди, которые нам привлекательны получают завышенные оценки, и наоборот. С этой ошибкой связана и дру­гая — люди, которые нас хвалят и любят, часто пользуются взаим­ной любовью и награждаются завышенными оценками. Как тут не вспомнить басню ИА. Крылова: «За что же, не боясь греха,// Кукушка хвалит Петуха?...».

9 Ошибка близости — проявляется, когда оцениваемый срав­нивается с другими людьми этого же статуса и социальной роли, а не автономно, безотносительно к кому-либо.

упающего во взаимодействие с другими, учитель всегда «зануда», старики всегда «брюзжат», а люди «кав­казской национальности» — все бандиты, то можно изначально предположить, что это общение будет носить конфликтный ха­рактер.

7 Ошибка центральной тенденции — возникает тогда, когда оце­нивающий избегает давать низкие или высокие оценки, а пользу­ется усредненными оценками. В итоге, например, все работники в глазах руководителя оказываются лишенными индивидуальнос­ти, а конкретный вклад в общее дело обезличивается.

8 Ошибка привлекательности и взаимной симпатии —- заключа­ется в том, что из-за симпатии к близкому человеку оценка завы­шается. Вообще, люди, которые нам привлекательны получают завышенные оценки, и наоборот. С этой ошибкой связана и дру­гая — люди, которые нас хвалят и любят, часто пользуются взаим­ной любовью и награждаются завышенными оценками. Как тут не вспомнить басню ИА. Крылова: «За что же, не боясь греха,// Кукушка хвалит Петуха?...».

9 Ошибка близости — проявляется, когда оцениваемый срав­нивается с другими людьми этого же статуса и социальной роли, а не автономно, безотносительно к кому-либо.