Этические ценности

.

Этические ценности

Различия в этических ценностях людей также могут стать причиной конфликта, Это проис­ходит, когда нравственные нормы поведения одних вступают в противоречие с нормами других. Несовместимость моральных принципов встречается в различных сферах жизнедея­тельности людей и разного рода конфликтах.

Но наиболее актуально эта проблема проявляется сегодня в сфе­ре бизнеса и деловых отношениях. Основное противоречие между этическими нормами людей бизнеса обусловлено их отношением к фундаментальной этической проблеме: следует ли соблюдать эти­ческие нормы в бизнесе или нет. Между управляющими, предпри­нимателями и вообще деловыми людьми по отношению к указан­ной проблеме существуют две основные точки зрения.

1 Первая точка зрения представлена теми, кто считает себя праг­матиками. Они полагают, что в деловом общении и вообще в биз­несе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность управ­ляющего корпорацией, работающего по найму у владельца бизне­са, — любыми доступными средствами максимизировать прибыль, «делать как можно больше денег», всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в законах и этических традициях1.

С этой позиции, которую можно назвать «деловой макиавел­лизм», этические нормы и сам язык этики рассматриваются как помеха в деловом общении. В нем стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге и социальных обязанностях, по­скольку в результате этого появляются «излишние», «не относящи­еся к делу» проблемы, касающиеся моральной и социальной ответ­ственности,

 


1См.: Friedman М. The Social Responsibility of Business is to Increase its Profits. // Business Ethics: Readings and Cases in Corporate Morality. Ed. W.M. Hoflman and J.M. Moore – N.Y., 1990, P.153.

 


Крайним случаем неэтического поведения бизнесменов, руково­дителей предприятий является нарушение закона. Но неэтическим поведением следует также считать различного рода действия компа­ний, не предпринимающих надлежащие меры для устранения де­фектов в своей продукции, которые могут привести к вредным по­следствиям для населения. Поэтому в понятие тва для достижения своих целей, такие, как взятка, подкуп и т.д. Но помимо этого и сами цели делового общения могут носить неэтический характер. При этом общение может рассматриваться неэтичным не потому, что оно является противозаконным, а вследствие несовместимости целей делового общения с моральными ценностями. Примером мо­жет служить заключение сделок, контрактов на постройку экологи­чески вредных предприятий.

2 Другая позиция, касающаяся противоречия между этическими нормами в сфере бизнеса, состоит в том, что соблюдение этических норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самим со­бой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравствен­ный императив поведения, но и как средство (инструмент), помога­ющее увеличить рентабельность, способствующее укреплению дело­вых связей и улучшению делового общения.

Думается, что этот подход является более цивилизованным и в конце концов более эффективным. Дело в том, что предприятие является компонентом общества, и, утверждая этические нормы об­щения у себя, оно в то же самое время способствует их распростра­нению и в социуме, окружающей социальной среде. А чем более благополучной становится этическая атмосфера в обществе, тем бо­лее благоприятная обстановка создается и для бизнеса.

Вместе с тем неэтическое поведение и общение рано или поздно обернется если и не прямыми экономическими убытками, то во всяком случае социальными и нравственными издержками, связан­ными с неминуемыми конфликтами как между организацией и со­циальной средой (в том числе и обществом), так и внутри самой организации между людьми, занимающими противоположные эти­ческие позиции в сфере бизнеса и деловых отношений.

Противоречий в этических ценностях между людьми во всех сферах их жизнедеятельности избежать, конечно, невозможно. Однако, несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в общении имеется ряд таких положений, следуя которым можно в значительной степени повысить его эф­фективность и избежать конфликтов в процессе взаимодействия с другими. Помните, что

• В морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей.

• Когда идет речь об этических промахах других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов». Когда речь идет о про­махах своих, следует поступать наоборот.

" В морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе.

• Нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих.

• При практическом утверждении норм морали, основной импера­тив поведения — «начни с себя».

• Особое внимание следует обратить на золотое правило этики об­щения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». В отрицательной форме в формулировке Конфуция оно гласит: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим».