Способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов

.

Способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов

Современная конфликтология выработала Способы регулирования и многообразныё способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов. Но основной способ, который приводит не только к надежному устранению противоборства, но и установлению со­трудничества в после конфликтной стадии — это совместная дея­тельность людей, направленная на достижение общей цели. Там, где есть общие интересы, общие цели и задачи деятельности, там разли­чия и даже противоречия отступают на задний план, устанавливаются дружеские отношения и благоприятный психологический климат.

Экспериментальное подтверждение этого положения в нашей стране было получено в 30-х годах в беспримерном опыте А.С. Ма­каренко (1888—1939). Он показал, что совместная деятельность лю­дей, имеющих общие задачи, преобразует группу подростков с внут­ренне конфликтными отношениями в единый коллектив лучше вся­кого кнута и пряника.

Среди западных исследователей следует отметить прежде всего эксперименты М. Шерифа с коллегами, проведенные в конце 40-х — начале 50-х годов1. Их цель состояла в изучении формирования групповых норм и динамики конфликта — его возникновения, раз­вития и разрешения. В качестве испытуемых выступали мальчики 9 — 12 лет, подбираемые таким образом, что все они были ранее не знакомы между собой, имели примерно равное социальное положение и психическое здоровье. Мальчикам было сказано, что в лагерях, где они будут жить, изучаются формы организации работы. При этом сами лагеря были расположены в дали от населенных пунктов, что позволяло экспериментаторам контролировать социальное взаи­модействие. Общее исследование включало два эксперимента.

 


1См.: Sherif M., Harvev D., While B. Experimental study of positive and negative intergroup attitudes between experimentally produced groups: robbers cave study. — Norman, 1954.

 

В первом эксперименте были созданы две группы — «Бульдоги» и «Красные дьяволы», между которыми искусственно создавалась обстановка напряженности. Так, судья в соревнованиях между двумя группами специально завышал результаты членам одной из групп — «Бульдогам». Очень скоро атмосфера спортивной борьбы сменилась атмосферой вражды и озлобленности. А когда на вечере (в честь якобы примирения) «Красным дьяволам» дали угощение лучше, чем «Бульдогам», конфликт достиг высшей точки развития.

После этого экспериментаторы не вмешивались в отношения между группами, но враждебность между ними сохранилась, хотя для эмоциональной разрядки мальчикам разрешили проявлять свою агрессивность — бросаться хлебом, обзывать друг друга и т.д. Этот факт позволил экспериментаторам сделать вывод, что даже после того как реальная причина конфликта устранена, межгрупповой кон­фликт продолжает сохраняться. Враждебные отношения не исчеза­ют сами по себе, даже несмотря на то, что эмоциям был дан выход.

Через пять лет был проведен следующий эксперимент, но с дру­гими группами. Также, как и в первом эксперименте, между груп­пами искусственно насаждалась враждебность. Попытка снять ее путем межгрупповых контактов даже в благоприятной обстановке оказалась безуспешной. Более того, враждебность усилилась. Затем были организованы мероприятия, требующие объединенных усилий обеих групп: поиск причин «поломки» водопровода, сбор денег на просмотр интересного кинофильма, ночной подъем и поход для бук­сировки якобы сломавшегося грузовика. В результате совместной деятельности, сотрудничества различия между «мы» и «они» стали стираться и была ликвидирована враждебность между группами.

Этот и другие эксперименты впервые на Западе позволили сде­лать вывод, что организация совместной деятельности наиболее эф­фективный способ конструктивного разрешения межгруппового кон­фликта и снятия напряжения в групповых взаимоотношениях1.

В отечественной науке большое внимание деятельностному под­ходу к психологии коллектива как особой социальной группе уде­лял А.В. Петровский. В его работах был, в частности, сделан вывод о детерминирующей роли предметной деятельности по утверждению коллективистских отношений в группе2.

 


1 См.: Sherif M., Sherif С. Social Psychology. – N. Y., 1969.

2 См.: Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Прогресс, 1982.