Социальная среда и личность. К. Хорни

.

Социальная среда и личность. К. Хорни

Большой вклад в разработку данной проблемы внесла Карен Хорни (1885—1952). Изучая влияние окружающей социальной среды на формирование личности, она показала, что именно рыночные отно­шения в значительной мере влияют на возникновение и развитие внутриличностного конфликта и даже невротической личности. По ее наблюдениям, рынок и всеобщая конкуренция на первый план в структуре личности выдвигают проблему соперничества.

В условиях всеобщей борьбы всех против всех постоянное со­перничество и конкуренция перерастают во враждебность личности не только по отношению к другим, но и к себе, в постоянное недо­вольство собой. Вся культура и социокультурная среда при господ­стве рыночных отношений характеризуются соперничеством и ин­дивидуализмом, которые не только являются движущей силой эко­номики, но пронизывают всю нашу личную жизнь.

В этих условиях личность находится в постоянном конфликте сама с собой. С одной стороны, ее успехом восхищаются почти независимо от тою, какими средствами он достигнут, с другой, — общество рассматривает скромность и альтруизм как социальные и религиозные добродетели и вознаграждает за эти качества хвалой и признанием. Особая трудность, с которой сталкивается индивид в системе рыночных отношений, состоит в том, что для соперничества он должен иметь в своем распоряжении изрядную долю агрессивнос­ти и вместе с тем от него требуется бескорыстие и даже самопожерт­вование. Такова реальная объективная социальная основа внутриличностного конфликта в условиях господства рыночного либерализма.

В своих работах Хорни выделила ряд противоречий в рыночной культуре, которые лежат в основе типичных внутриличностных кон­фликтов, приводящих даже к неврозам1.

1 Противоречие между соперничеством и успехом, с одной сто­роны, и братской любовью и человечностью — с другой. С одной стороны, все делается для достижения успеха, а это означает, что мы должны быть не только напористыми, но и агрессивными, способ­ными столкнуть других с дороги. С другой стороны, мы глубоко впитали христианские идеалы, утверждающие, что эгоистично хо­теть чего-либо для себя, а должно быть смиренными, подставлять другую щеку, быть уступчивыми.

2 Противоречие между стимуляцией наших потребностей и фак­тическими препятствиями на пути их удовлетворения. По экономи­ческим причинам в рыночной культуре потребности постоянно сти­мулируются рекламой, демонстрацией образцов потребительства, идеалом быть на одном уровне с кем-то. Однако для огромного большинства реальное осуществление этих потребностей жестко ог­раничено. Психологическое следствие для человека состоит здесь в постоянном разрыве между желаниями и их осуществлением.

3 Противоречие между утверждаемой свободой человека и всеми его фактическими ограничениями. Общество говорит его члену, что он свободен, независим, может строить свою жизнь в соответствии со своей свободной волей; «великая игра жизни» открыта для него, и он может получить то, что хочет, если, конечно, энергичен. В действительности же для большинства людей все эти возможности ограничены. Шутливое выражение о том, что родителей не выбира­ют, можно распространить на жизнь в целом — на выбор работы, друга, отдыха, В итоге человек колеблется между ощущением без­граничной власти в определении собственной судьбы и ощущением полнейшей беспомощности.

 


1См.: Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ. — М. Прогресс – Универс, 1993. — С. 219 — 220.

 

Эти противоречия, заложенные в нашей культуре,— делает вывод К. Хорни, — представляют собой в точности те конфликты, которые невротик отчаянно пытается примирить: склонность к агрессивности и тенденцию уступать: чрезмерные притязания и страх никогда ничего не получить: стремление к самовозвеличиванию и ощущению личной беспомощности1.